Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт теоретической и экспериментальной биофизики
Российской академии наук
en ИТЭБ (ru)

1.Целью освоения дисциплины «Методика преподавания в высшей школе» является:

  • формирование у аспирантов базовых знаний и умений педагогического мастерства, представлений о психологических основах воспитания и этических нормах педагогической деятельности, а также их практического использования в реальной педагогической деятельности в научно исследовательских центрах (НИЦ), как необходимой основы передачи опыта научно-исследовательской работы между поколениями;

  • овладение навыками составления учебных программ, учебно-методического материала, преподавания теоретического материала и практических умений, связанных с профессиональной деятельностью;

  • продолжение развития способности к самостоятельному творческому мышлению и анализу;

  • повышение общей и педагогической культуры аспирантов;

  • воспитание высоких моральных качеств и гармоничного человека;

  • подготовка высококвалифицированных научно-педагогических кадров, готовых к эффективной профессиональной деятельности в Высшей школе (бакалавриат – магистратура).

2. Задачи освоения дисциплины:

  • сформировать представление о педагогике как научной дисциплине;

  • дать представление об истории и современном состоянии образования в России, ведущих тенденциях его развития;

  • ознакомить с теоретико-методологическими положениями педагогики, принципами, формами, методами и средствами построения современного образовательного процесса в Высшей школе;

  • развить умение применять полученные теоретические знания на практике;

  • способствовать усвоению норм профессиональной этики педагога, пониманию ответственности перед студентами, стремлению к установлению с ними отношений партнерства, сотрудничества и сотворчества;

  • разработать рекомендации, направленные на совершенствование образовательно-воспитательного процесса в ВУЗе (НИЦ).

3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы подготовки аспирантов:

Дисциплина «Методика преподавания в высшей школе» относится к общенаучному циклу, базовой части основной образовательной программы подготовки аспирантов в соответствии с требованиями квалификации «Преподаватель-исследователь» по направлению подготовки 03.06.01 «Физика и астрономия» по специальности 03.01.02 Биофизика. Для овладения данным курсом аспирант должен изучить основные понятия педагогики, иметь представления о современных педагогических подходах, методах и технологиях, направленных на обеспечение качества профессионального учебно-воспитательного процесса в высшей школе.

4. Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

4.1 Общепрофессиональных:

  • способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствии со своей специальностью (ОПК-1);

  • готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2);

  • способность формулировать и решать дидактические и воспитательные задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности и ее организации в ВУЗе (НИЦ)

  • использовать в профессиональной и педагогической деятельности достижения отечественного и зарубежного методического наследия

  • определять обучение как совместную деятельность обучаемого и преподавателя, направленную на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами и программами;

  • способность управлять учебно-педагогическим процессом в Высшей школе;

  • способность адаптировать и обобщать результаты современных исследований в области биологических и физических наук (в соответствии с направленностью программы) с целью преподавания в ВУЗах (НИЦ) дисциплин соответствующих направлений

  • способность дифференцировать учебно-методические подходы в образовательном процессе на различных этапах высшего профессионального образования (бакалавриат – магистратура – аспирантура);

  • готовность в процессе реализации научно-исследовательских задач и педагогической деятельности применять современные теории обучения, педагогические подходы, методы и технологии, обеспечивающие развитие интеллектуальных и познавательных способностей обучающихся;

  • устойчивость к конфликтным ситуациям и способность разрабатывать стратегию по их преодолению в процессе реализации профессионально-педагогической деятельности;

  • готовность к критической оценке собственных профессиональных достижений, а также профессиональных и личностных потребностей и к дальнейшей проекции собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

4.2 Общекультурных:

  • способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей, учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных групп в Российском социуме;

  • готовность к работе в коллективе, социально-профессиональному взаимодействию на основе моральных и правовых норм, готовность к партнерским отношениям;

  • понимание социальной значимости своей профессии и готовность к ответственному выполнению профессиональной деятельности;

  • нравственное отношение к окружающей природе, обществу и культурному наследию;

  • готовность к сохранению и развитию современной цивилизации.

5. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • предмет исследования педагогики, ее цели и задачи как науки;

  • основные современные теории воспитания;

  • содержание и классификацию форм обучения;

  • ведущую творческую и практическую направленность обучения и воспитания;

  • основные принципы построения образовательных программ, в том числе с учетом зарубежного опыта

  • основные положения дидактики высшей школы;

  • способы представления и методы передачи информации для субъектов с различными психофизиологическими характеристиками

Уметь:

  • использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ,

  • современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области и ее взаимосвязи с другими науками;

  • анализировать и применять на практике действующие образовательные стандарты и программы

  • уметь доносить до обучающихся в доступной и ясной форме содержание выбранных дисциплин соответствующих направлений

  • осуществлять отбор и использовать оптимальные методы преподавания, с учетом успеваемости обучающихся

  • разрабатывать научно-методическое обеспечение для реализации курируемых предметов, курсов и дисциплин

Владеть:

  • современными методами и приемами организации и проектирования образовательного процесса на уровне высшего образования и оценки достижений студентов

  • базовыми знаниями о методах, приемах и средствах управления педагогическим процессом;

  • способностью устанавливать и поддерживать доверительные партнерские отношения в коллективе

  • основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;

  • методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей.

Программа дисциплины «Методика преподавания в высшей школе» разработана и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования для подготовки кадров высшей квалификации по направлению «Физика и астрономия» (03.06.01)(ПРИКАЗ №867 от 30 июля 2014 года). Дисциплина «Методика преподавания в высшей школе» разработана на концептуальной основе авторских программ ведущих Российских ученых в области психолого-педагогических наук. В программу включены методические рекомендации д.п.н. Бережновой Е.В. «Педагогика и психология высшей школы», профессора кафедры Педагогика высшей школы к.б.н. Судовцова В.Е. «Педагогическая коммуникация» и доцента кафедры к.ф.-м.н. Еднерал И.В. «Психология в образовательном процессе». В программу дисциплины включены также материалы учебных изданий «Теоретико-методические основы педагогического исследования» и «Основы педагогического мастерства», опубликованные к.п.н. Турковским В.И. и к.п.н. Якушевой С.Д., соответственно.

Дисциплина «Методика преподавания в высшей школе» рассчитана на 4 ЗЕТ (144 час.), из них 36 часов составляют аудиторные занятия, включая обзорно-установочную лекцию, лекции, консультации. Проводятся также индивидуальные консультации с руководителем дисциплины. Основная часть работы аспиранта является самостоятельной и включает изучение рекомендованной руководителем дисциплины литературы, работу с источниками, написание рефератов, подготовку к экзамену и т.п. 


№ п/п Раздел дисциплины Объем часов Всего часов
Аудиторные Семинары Самостоятельная
работа
1. Методика преподавания в высшей школе 32 4 108 144
Организационно-тематическое построение дисциплины

Тематика Часы
 Общие сведения о дисциплине, ее структуре, объеме и организационно-тематическом построении 2 часа
 Лекция (разделы 1-2) 4 часа
 Лекция (разделы 3-4) 4 часа
 Лекция (разделы 5-6) 4 часа
 Лекция (разделы 7-8) 4 часа
 Лекция (разделы 9-10) 4 часа
 Лекция (разделы 11-12) 4 часа
 Лекция (разделы 13-14)14 14 часов
 Семинары по прочитанному курсу 4 часа
 Экзамен 2 часа
Содержание разделов дисциплины:

Общие сведения о дисциплине.

1). Предмет, цели и задачи педагогики. Теоретические основы педагогики Высшей школы. Краткая история педагогики и современное состояние образования в России (система образования в России). Задачи педагогики Высшей школы.

2). Психология в образовательном процессе (Предмет, объект и методы психологии). Психология личности и проблема воспитания в Высшей школе.

3). Роль психологии в жизни человека. Развитие творческого мышления человека в процессе обучения.

4). Особенности педагогического процесса в НИЦ (ВУЗе).

5). Качества личности. Феномены самости в формировании личности. Личность педагога. Принципы воспитания.

6). Процесс воспитания, методы, средства и формы воспитания. Педагогическая коммуникация.

7). Психология группы. Конфликтные ситуации.

Дидактика высшей школы.

8). Методология образования. Дидактика Высшей школы. Основные виды учебных занятий в НИЦ (ВУЗе).

9). Содержание и образовательные программы высшего профессионального образования. Образовательные стандарты.

10). Педагогическая деятельность как творческий процесс (педагогическое мастерство).

11). Профессионально-педагогическая компетентность педагога. Педагогическая интуиция.

12). Самообразование и самовоспитание в деятельности педагога.

13). Виды интеллектуального продукта и их характеристика. Оформление произведенного интеллектуального продукта в научной работе.

14). Проблема наукообразия в современных исследованиях.


6. Методические рекомендации:

Изучение дисциплины проводится с использованием традиционных форм учебной деятельности. Аудиторные (лекции и практические) занятия проходят по расписанию. Самостоятельная работа должна включать общую часть (аналитическая реферативная работа с учебными пособиями и тематической литературой) и особенную часть (творческая и познавательная инициатива аспиранта). Выполнение домашних заданий, изучение рекомендованной литературы и подготовка к зачету и экзамену также относятся к самостоятельной работе аспирантов.

Примерные темы рефератов:

  • Педагогическая этика – часть педагогического мастерства (педагогический такт, педагогическое разрешение конфликта, особенности педагогической этики в ВУЗе).

  • Интуиция в деятельности педагога-мастера. Виды интуиции.

  • Самопознание как элемент педагогического мастерства педагога. Технологии самости в становлении педагога-мастера.

  • Структура авторитета и его специфические особенности. Значение авторитета в становлении профессионального мастерства педагога.

  • Психология дружбы.

  • Дружба взрослых.

  • Мужская и женская дружба.

  • Дружба или любовь?

  • Гендер – психологический пол личности.

  • Виды стрессовых состояний человека и пути выхода из них.

  • Семья как субъект педагогического воздействия и среды воспитания.

  • Биологическое и социальное в личности.

  • Поведение специалиста в конфликтной ситуации.

  • Развитие педагогики как науки: исторический экскурс.

  • Цель воспитания в различных педагогических концепциях.

  • Методы воспитания и их классификация.

  • Внушение (суггестия) и воспитание.

  • Педагогическое мастерство и его значение.

  • Искусство устного и публичного выступления (искусство ораторства, искусство красноречия, умение держаться перед аудиторией, речь преподавателя, основы ораторства).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

В преподавании дисциплины используются ПК, ноутбуки, мультимедийный проектор в учебных аудиториях ИТЭБ РАН. При подготовке самостоятельных работ, выполнении теоретических практических занятий, подготовке индивидуальных проектов, в аудитории для занятий для аспирантов обеспечен доступ в Интернет.

8. Оценка текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию аспирантов и сдачу экзамена. Оценка успеваемости формируется при устном опросе обучающихся, активности на занятиях и адекватном применении, полученных знаний и умений.

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Библиотека естественных наук г. Пущино и база научных публикаций в информационной сети Интернет полностью обеспечивают аспирантов научно-популярной и специальной литературой по изучаемой дисциплине.

Основная литература:

  • Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учебное пособие. Якушева С.Д. М: Форум, 2014.

  • Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров. Учебное пособие. Симонов В.П., Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор. ИНФРА-М, 2015.

  • Введение в гендерную психологию. Степанова Л.Г. Воронеж: МОДЭК, 2012.

  • Дружба. Кон И.С. 4-е издание. Питер, 2005.

  • Психология и педагогика. Учебное пособие. Государев Н.А. М: Ось-89,

  • 2013.

  • Оформление учебных работ: правила, рекомендации, советы. Беляков Н.С. 2010. (37/Б44)

  • Дополнительная литература:

  • Социальная психология научного коллектива. Белкин П.Г. М: Наука, 1987 (Ю9/Б43)

  • Основы психологии и педагогики: учебное пособие. 3-е издание. Березовин Н.А. Минск: Новое знание, 2011. (Ю9/Б48)

  • Психология и педагогика: учебное пособие. Денисова О.П. 2008. (Ю9/Д33)

  • Основы психологии: курс лекций. Иванников В.А. Учебник для ВУЗов. 2010. (Ю9/И19)

  • Психология: учебное пособие для ВУЗов. Кроль В.М. 2005. (Ю9/К83)

  • Мозг и Душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. Перевод с англ. Фритт К., Петров П. 2010. (Ю9/Ф89 ИФПБ РАН)


По результатам освоения курса сдается экзамен.

Программу разработал к.б.н. Кабанов Д.С.