1.Целью освоения дисциплины «Методика преподавания в высшей школе» является:
-
формирование у аспирантов базовых знаний и умений педагогического мастерства, представлений о психологических основах воспитания и этических нормах педагогической деятельности, а также их практического использования в реальной педагогической деятельности в научно исследовательских центрах (НИЦ), как необходимой основы передачи опыта научно-исследовательской работы между поколениями;
-
овладение навыками составления учебных программ, учебно-методического материала, преподавания теоретического материала и практических умений, связанных с профессиональной деятельностью;
-
продолжение развития способности к самостоятельному творческому мышлению и анализу;
-
повышение общей и педагогической культуры аспирантов;
-
воспитание высоких моральных качеств и гармоничного человека;
-
подготовка высококвалифицированных научно-педагогических кадров, готовых к эффективной профессиональной деятельности в Высшей школе (бакалавриат – магистратура).
2. Задачи освоения дисциплины:
-
сформировать представление о педагогике как научной дисциплине;
-
дать представление об истории и современном состоянии образования в России, ведущих тенденциях его развития;
-
ознакомить с теоретико-методологическими положениями педагогики, принципами, формами, методами и средствами построения современного образовательного процесса в Высшей школе;
-
развить умение применять полученные теоретические знания на практике;
-
способствовать усвоению норм профессиональной этики педагога, пониманию ответственности перед студентами, стремлению к установлению с ними отношений партнерства, сотрудничества и сотворчества;
-
разработать рекомендации, направленные на совершенствование образовательно-воспитательного процесса в ВУЗе (НИЦ).
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы подготовки аспирантов:
Дисциплина «Методика преподавания в высшей школе» относится к общенаучному циклу, базовой части основной образовательной программы подготовки аспирантов в соответствии с требованиями квалификации «Преподаватель-исследователь» по направлению подготовки 03.06.01 «Физика и астрономия» по специальности 03.01.02 Биофизика. Для овладения данным курсом аспирант должен изучить основные понятия педагогики, иметь представления о современных педагогических подходах, методах и технологиях, направленных на обеспечение качества профессионального учебно-воспитательного процесса в высшей школе.
4. Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
4.1 Общепрофессиональных:
-
способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствии со своей специальностью (ОПК-1);
-
готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2);
-
способность формулировать и решать дидактические и воспитательные задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности и ее организации в ВУЗе (НИЦ)
-
использовать в профессиональной и педагогической деятельности достижения отечественного и зарубежного методического наследия
-
определять обучение как совместную деятельность обучаемого и преподавателя, направленную на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами и программами;
-
способность управлять учебно-педагогическим процессом в Высшей школе;
-
способность адаптировать и обобщать результаты современных исследований в области биологических и физических наук (в соответствии с направленностью программы) с целью преподавания в ВУЗах (НИЦ) дисциплин соответствующих направлений
-
способность дифференцировать учебно-методические подходы в образовательном процессе на различных этапах высшего профессионального образования (бакалавриат – магистратура – аспирантура);
-
готовность в процессе реализации научно-исследовательских задач и педагогической деятельности применять современные теории обучения, педагогические подходы, методы и технологии, обеспечивающие развитие интеллектуальных и познавательных способностей обучающихся;
-
устойчивость к конфликтным ситуациям и способность разрабатывать стратегию по их преодолению в процессе реализации профессионально-педагогической деятельности;
-
готовность к критической оценке собственных профессиональных достижений, а также профессиональных и личностных потребностей и к дальнейшей проекции собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
4.2 Общекультурных:
-
способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей, учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных групп в Российском социуме;
-
готовность к работе в коллективе, социально-профессиональному взаимодействию на основе моральных и правовых норм, готовность к партнерским отношениям;
-
понимание социальной значимости своей профессии и готовность к ответственному выполнению профессиональной деятельности;
-
нравственное отношение к окружающей природе, обществу и культурному наследию;
-
готовность к сохранению и развитию современной цивилизации.
5. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
-
предмет исследования педагогики, ее цели и задачи как науки;
-
основные современные теории воспитания;
-
содержание и классификацию форм обучения;
-
ведущую творческую и практическую направленность обучения и воспитания;
-
основные принципы построения образовательных программ, в том числе с учетом зарубежного опыта
-
основные положения дидактики высшей школы;
-
способы представления и методы передачи информации для субъектов с различными психофизиологическими характеристиками
Уметь:
-
использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ,
-
современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области и ее взаимосвязи с другими науками;
-
анализировать и применять на практике действующие образовательные стандарты и программы
-
уметь доносить до обучающихся в доступной и ясной форме содержание выбранных дисциплин соответствующих направлений
-
осуществлять отбор и использовать оптимальные методы преподавания, с учетом успеваемости обучающихся
-
разрабатывать научно-методическое обеспечение для реализации курируемых предметов, курсов и дисциплин
Владеть:
-
современными методами и приемами организации и проектирования образовательного процесса на уровне высшего образования и оценки достижений студентов
-
базовыми знаниями о методах, приемах и средствах управления педагогическим процессом;
-
способностью устанавливать и поддерживать доверительные партнерские отношения в коллективе
-
основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;
-
методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей.
Программа дисциплины «Методика преподавания в высшей школе» разработана и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования для подготовки кадров высшей квалификации по направлению «Физика и астрономия» (03.06.01)(ПРИКАЗ №867 от 30 июля 2014 года). Дисциплина «Методика преподавания в высшей школе» разработана на концептуальной основе авторских программ ведущих Российских ученых в области психолого-педагогических наук. В программу включены методические рекомендации д.п.н. Бережновой Е.В. «Педагогика и психология высшей школы», профессора кафедры Педагогика высшей школы к.б.н. Судовцова В.Е. «Педагогическая коммуникация» и доцента кафедры к.ф.-м.н. Еднерал И.В. «Психология в образовательном процессе». В программу дисциплины включены также материалы учебных изданий «Теоретико-методические основы педагогического исследования» и «Основы педагогического мастерства», опубликованные к.п.н. Турковским В.И. и к.п.н. Якушевой С.Д., соответственно.
Дисциплина «Методика преподавания в высшей школе» рассчитана на 4 ЗЕТ (144 час.), из них 36 часов составляют аудиторные занятия, включая обзорно-установочную лекцию, лекции, консультации. Проводятся также индивидуальные консультации с руководителем дисциплины. Основная часть работы аспиранта является самостоятельной и включает изучение рекомендованной руководителем дисциплины литературы, работу с источниками, написание рефератов, подготовку к экзамену и т.п.
№ п/п | Раздел дисциплины | Объем часов | Всего часов | ||
---|---|---|---|---|---|
Аудиторные | Семинары |
Самостоятельная работа |
|||
1. | Методика преподавания в высшей школе | 32 | 4 | 108 | 144 |
Тематика | Часы |
---|---|
Общие сведения о дисциплине, ее структуре, объеме и организационно-тематическом построении | 2 часа |
Лекция (разделы 1-2) | 4 часа |
Лекция (разделы 3-4) | 4 часа |
Лекция (разделы 5-6) | 4 часа |
Лекция (разделы 7-8) | 4 часа |
Лекция (разделы 9-10) | 4 часа |
Лекция (разделы 11-12) | 4 часа |
Лекция (разделы 13-14)14 | 14 часов |
Семинары по прочитанному курсу | 4 часа |
Экзамен | 2 часа |
Общие сведения о дисциплине.
1). Предмет, цели и задачи педагогики. Теоретические основы педагогики Высшей школы. Краткая история педагогики и современное состояние образования в России (система образования в России). Задачи педагогики Высшей школы.
2). Психология в образовательном процессе (Предмет, объект и методы психологии). Психология личности и проблема воспитания в Высшей школе.
3). Роль психологии в жизни человека. Развитие творческого мышления человека в процессе обучения.
4). Особенности педагогического процесса в НИЦ (ВУЗе).
5). Качества личности. Феномены самости в формировании личности. Личность педагога. Принципы воспитания.
6). Процесс воспитания, методы, средства и формы воспитания. Педагогическая коммуникация.
7). Психология группы. Конфликтные ситуации.
Дидактика высшей школы.
8). Методология образования. Дидактика Высшей школы. Основные виды учебных занятий в НИЦ (ВУЗе).
9). Содержание и образовательные программы высшего профессионального образования. Образовательные стандарты.
10). Педагогическая деятельность как творческий процесс (педагогическое мастерство).
11). Профессионально-педагогическая компетентность педагога. Педагогическая интуиция.
12). Самообразование и самовоспитание в деятельности педагога.
13). Виды интеллектуального продукта и их характеристика. Оформление произведенного интеллектуального продукта в научной работе.
14). Проблема наукообразия в современных исследованиях.
6. Методические рекомендации:
Изучение дисциплины проводится с использованием традиционных форм учебной деятельности. Аудиторные (лекции и практические) занятия проходят по расписанию. Самостоятельная работа должна включать общую часть (аналитическая реферативная работа с учебными пособиями и тематической литературой) и особенную часть (творческая и познавательная инициатива аспиранта). Выполнение домашних заданий, изучение рекомендованной литературы и подготовка к зачету и экзамену также относятся к самостоятельной работе аспирантов.
Примерные темы рефератов:
-
Педагогическая этика – часть педагогического мастерства (педагогический такт, педагогическое разрешение конфликта, особенности педагогической этики в ВУЗе).
-
Интуиция в деятельности педагога-мастера. Виды интуиции.
-
Самопознание как элемент педагогического мастерства педагога. Технологии самости в становлении педагога-мастера.
-
Структура авторитета и его специфические особенности. Значение авторитета в становлении профессионального мастерства педагога.
-
Психология дружбы.
-
Дружба взрослых.
-
Мужская и женская дружба.
-
Дружба или любовь?
-
Гендер – психологический пол личности.
-
Виды стрессовых состояний человека и пути выхода из них.
-
Семья как субъект педагогического воздействия и среды воспитания.
-
Биологическое и социальное в личности.
-
Поведение специалиста в конфликтной ситуации.
-
Развитие педагогики как науки: исторический экскурс.
-
Цель воспитания в различных педагогических концепциях.
-
Методы воспитания и их классификация.
-
Внушение (суггестия) и воспитание.
-
Педагогическое мастерство и его значение.
-
Искусство устного и публичного выступления (искусство ораторства, искусство красноречия, умение держаться перед аудиторией, речь преподавателя, основы ораторства).
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
В преподавании дисциплины используются ПК, ноутбуки, мультимедийный проектор в учебных аудиториях ИТЭБ РАН. При подготовке самостоятельных работ, выполнении теоретических практических занятий, подготовке индивидуальных проектов, в аудитории для занятий для аспирантов обеспечен доступ в Интернет.
8. Оценка текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию аспирантов и сдачу экзамена. Оценка успеваемости формируется при устном опросе обучающихся, активности на занятиях и адекватном применении, полученных знаний и умений.
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Библиотека естественных наук г. Пущино и база научных публикаций в информационной сети Интернет полностью обеспечивают аспирантов научно-популярной и специальной литературой по изучаемой дисциплине.
Основная литература:
-
Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учебное пособие. Якушева С.Д. М: Форум, 2014.
-
Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров. Учебное пособие. Симонов В.П., Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор. ИНФРА-М, 2015.
-
Введение в гендерную психологию. Степанова Л.Г. Воронеж: МОДЭК, 2012.
-
Дружба. Кон И.С. 4-е издание. Питер, 2005.
-
Психология и педагогика. Учебное пособие. Государев Н.А. М: Ось-89,
-
2013.
-
Оформление учебных работ: правила, рекомендации, советы. Беляков Н.С. 2010. (37/Б44)
-
Дополнительная литература:
-
Социальная психология научного коллектива. Белкин П.Г. М: Наука, 1987 (Ю9/Б43)
-
Основы психологии и педагогики: учебное пособие. 3-е издание. Березовин Н.А. Минск: Новое знание, 2011. (Ю9/Б48)
-
Психология и педагогика: учебное пособие. Денисова О.П. 2008. (Ю9/Д33)
-
Основы психологии: курс лекций. Иванников В.А. Учебник для ВУЗов. 2010. (Ю9/И19)
-
Психология: учебное пособие для ВУЗов. Кроль В.М. 2005. (Ю9/К83)
-
Мозг и Душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. Перевод с англ. Фритт К., Петров П. 2010. (Ю9/Ф89 ИФПБ РАН)
По результатам освоения курса сдается экзамен.
Программу разработал к.б.н. Кабанов Д.С.