Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт теоретической и экспериментальной биофизики
Российской академии наук
en ИТЭБ (ru)

1. Цели и задачи дисциплины.

Педагогическая практика - это неотъемлемая часть образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Педагогическая практика представляет собой вид практической деятельности аспирантов по освоению учебно-воспитательного процесса в высшей школе.

Целью педагогической практики аспирантов является развитие и закрепление практических умений и навыков профессионально-педагогической деятельности в высшей школе.

Задачи педагогической практики:

  • овладеть основными приемами подготовки и проведения разнообразных форм учебных занятий;

  • сформировать умения постановки учебно-воспитательных целей, выбора вида занятия, навыков творческого подхода и использования различных форм организации учебной деятельности студентов;

  • закрепить психолого-педагогические знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Методика преподавания в высшей школе»;

  • сформировать навыки диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности;

  • развить способность к стратегическому мышлению, планированию, умению руководить группой;

  • продолжить формирование у аспирантов личностных качеств, определяемых квалификацией «Преподаватель-исследователь».

2. Место педагогической практики в структуре основной образовательной программы

Педагогическая практика, в соответствии с требованиями ФГОС высшего образования, является обязательным разделом основной образовательной программы аспирантуры. Педагогическая практика проводится в конце 4 семестра, после освоения дисциплины «Методика преподавания в высшей школе». Педагогическая практика является стационарной и проводится на базе структурных подразделений Института Теоретической и Экспериментальной Биофизики (ИТЭБ РАН
г. Пущино).

3. Требования к результатам освоения аспирантами педагогической практики

Педагогическая практика закрепляет у аспиранта общепрофессиональную компетенцию - готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2)

Аспирант, в результате прохождения педагогической практики по направлению подготовки 03.06.01 «Физика и астрономия», должен знать:

  • дидактические принципы организации учебного процесса в Высшей школе;

  • формы и методы организации учебной, самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов;

  • морально-этические требования, предъявляемые к преподавателям Высшей школы.

Уметь:

  • обобщать передовой педагогический опыт отечественного и зарубежного наследия;

  • планировать учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу, составлять планы, конспекты занятий, разрабатывать и подбирать учебно-методический материал;

  • правильно формулировать цель научно-исследовательской и педагогической деятельности;

  • определять рациональное количество учебной информации по теме занятия, выделять главное, акцентировать внимание на основных понятиях, идеях, представлениях;

  • самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность по специальности 03.01.02 Биофизика;

  • руководить преддипломной практикой, проектированием курсовых и дипломных работ, а также научно-исследовательской работой магистрантов.

Владеть:

  • методами и приемами составления учебных заданий, тестовых материалов и постановкой научно-исследовательских задач;

  • навыками диагностики, контроля и эффективности учебной деятельности студентов;

  • техникой речи, ораторским мастерством и правилами поведения при проведении учебных и практических занятий;

  • спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель»;

  • навыками учета, оформления отчетной документации и анализа итогов своей работы.


4 .Структура педагогической практики и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица (36 часов), в том числе 10 часов аудиторных занятий. Сроки прохождения практики и ее план устанавливаются согласно индивидуальному плану аспиранта преподавателем и утверждаются отделом аспирантуры ИТЭБ РАН.

Раздел 1. Определение содержания педагогической практики (разработка индивидуального плана прохождения практики)

Раздел 2. Знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в НИИ, правилами ведения документации по учебной работе, современными образовательными технологиями

Раздел 3. Изучение опыта преподавания ведущих преподавателей НИИ в ходе посещения учебных, практических, лабораторных и лекционных занятий по направлению «Физика и астрономия» по специальности Биофизика. Разработка и проведение ознакомительной экскурсии по теме «Научно-исследовательская работа ведущих научных подразделений НИИ».

Раздел 4. Методическая работа по разработке лекционного и практического занятий в рамках научно-исследовательской работы, проводимой аспирантом. Презентация аспирантом теоретического и практического научного материала на семинарах научного подразделения, выступление с докладом и т.д. При закреплении за аспирантом студента или бакалавра, аспирант, при содействии научного руководителя, формулирует тему, задачи и разрабатывает индивидуальный план научно-исследовательской работы студента (бакалавра, магистра). Аспирант способствует освоению практических навыков и умений, раскрывает смысл оформления и систематического ведения журнала исследователя, выполняет часть научно-исследовательской работы вместе со студентом (бакалавром, магистрантом), помогает в анализе, полученных данных. При этом аспирант составляет развернутый план-конспект каждого практического или лекционного занятия. В конце практического курса студент (бакалавр, магистр) выполняет квалификационную работу данного уровня профессионального образования. Аспирант дает заключение о научно-исследовательской работе, проведенной студентом (бакалавром, магистрантом) и оформляет характеристику.

Раздел 5. Подготовка и защита отчета по педагогической практике.

 

5. Содержание учебно-методической работы.

Педагогическая практика аспиранта должна проходить по плану, согласованному с научным руководителем аспиранта и включать следующие виды педагогической деятельности:

  • учебно-методическую;

  • учебную;

  • организационно-воспитательную.


За время практики аспирант должен:

  • изучить структуру образовательного процесса в высшем образовательном учреждении и правила ведения преподавателем отчетной документации;

  • ознакомиться с методиками подготовки и проведения всех форм учебных занятий, лекций, лабораторных и практических занятий, семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов, курсового и дипломного проектирования;

  • освоить инновационные образовательные технологии;

Аспирант, согласно своему индивидуальному плану педагогической практики, должен выполнить основные задания практики посетить занятия ведущих преподавателей высшего образовательного учреждения, а также лекции и семинарские занятия, проводимые его научным руководителем. Аспирант должен самостоятельно проанализировать занятия, как лекционные, так и практические, с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия педагога и обучающихся, формы проведения занятия и т. д. Результаты анализа оформляются в письменном виде в свободной форме.

Учебная работа предусматривает непосредственное участие аспиранта в различных формах организации педагогического процесса:

– подготовка лекции по теме, определенной руководителем практики и соответствующей направлению научных интересов аспиранта;

– подготовка и проведение практических занятий (семинаров) по теме, определенной руководителем практики и соответствующей направлению научных интересов аспиранта;

– составление тематических докладов и контрольных работ по направлению «Физика и астрономия» по специальности Биофизика;

– организация проведения сессионных зачетов и экзаменов;

– подготовка и проведение лабораторных работ, а также их модернизация и составление новых методических указаний;

– обзорные ознакомительные экскурсии по ведущим научно-исследовательским подразделениям высшего образовательного учреждения.

По итогам прохождения педагогической практики аспирант предоставляет отчетную документацию:

− общий отчет о прохождении практики (ФИО практиканта, направление, направленность (профиль), подразделение, руководитель практики; сроки прохождения, общий объем часов, даты проведения, темы, виды занятий, содержание занятий);

− заключение научного руководителя о прохождении практики.

По итогам представленной отчетной документации выставляется зачет, который фиксируется в индивидуальном учебном плане аспиранта.

Аспиранты, не выполнившие программу педагогической практики по уважительной причине, направляются на практику повторно по индивидуальному плану.

Аспиранты, не выполнившие программу педагогической практики без у

6. Образовательные технологии.

В период прохождения педагогической практики аспиранта работает в постоянном контакте с научным руководителем. Научный руководитель контролирует работу аспиранта в процессе практики, посещает аудиторные занятия, принимает меры по устранению недостатков в организации практики.

7. Методическое обеспечение педагогической практики аспирантов

Основная учебная литература

Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учебное пособие. Якушева С.Д. М: Форум, 2014.

Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров. Учебное пособие. Симонов В.П., Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор. ИНФРА-М, 2015.

Студент вуза: технологии и организация обучения в вузе: учебник. Резник С. Д. ИНФРА-М, 2015, -437с.

Введение в гендерную психологию. Степанова Л.Г. Воронеж: МОДЭК, 2012.

Психология и педагогика. Учебное пособие. Государев Н.А. М: Ось-89, 2013.

Методика преподавания в вузе: учебное пособие для магистрантов, аспирантов и начинающих преподавателей: российско-американский проект. РГСУ, 2014.-362 с.

 

Дополнительная учебная литература

Оформление учебных работ: правила, рекомендации, советы. Беляков Н.С. 2010. (37/Б44)

Социальная психология научного коллектива. Белкин П.Г. М: Наука, 1987 (Ю9/Б43)

Основы психологии и педагогики: учебное пособие. 3-е издание. Березовин Н.А. Минск: Новое знание, 2011. (Ю9/Б48)

Психология и педагогика: учебное пособие. Денисова О.П. 2008. (Ю9/Д33)

Основы психологии: курс лекций. Иванников В.А. Учебник для ВУЗов. 2010. (Ю9/И19)

 

8.   Материально-техническое обеспечение педагогической практики аспирантов

При проведении занятий представляется весь комплекс технических средств (компьютеры, проектор, другая техника для демонстраций).

Программа педагогической практики разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре по направлению 03.06.01 «Физика и астрономия».

ПРИЛОЖЕНИЯ

Разработчик программы: к.б.н. Кабанов Д.С.