1. Цели и задачи дисциплины.
Педагогическая практика - это неотъемлемая часть образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Педагогическая практика представляет собой вид практической деятельности аспирантов по освоению учебно-воспитательного процесса в высшей школе.
Целью педагогической практики аспирантов является развитие и закрепление практических умений и навыков профессионально-педагогической деятельности в высшей школе.
Задачи педагогической практики:
-
овладеть основными приемами подготовки и проведения разнообразных форм учебных занятий;
-
сформировать умения постановки учебно-воспитательных целей, выбора вида занятия, навыков творческого подхода и использования различных форм организации учебной деятельности студентов;
-
закрепить психолого-педагогические знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Методика преподавания в высшей школе»;
-
сформировать навыки диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности;
-
развить способность к стратегическому мышлению, планированию, умению руководить группой;
-
продолжить формирование у аспирантов личностных качеств, определяемых квалификацией «Преподаватель-исследователь».
2. Место педагогической практики в структуре основной образовательной программы
Педагогическая практика, в соответствии с требованиями ФГОС высшего образования, является обязательным разделом основной образовательной программы аспирантуры. Педагогическая практика проводится в конце 4 семестра, после освоения дисциплины «Методика преподавания в высшей школе». Педагогическая практика является стационарной и проводится на базе структурных подразделений Института Теоретической и Экспериментальной Биофизики (ИТЭБ РАН
г. Пущино).
3. Требования к результатам освоения аспирантами педагогической практики
Педагогическая практика закрепляет у аспиранта общепрофессиональную компетенцию - готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2)
Аспирант, в результате прохождения педагогической практики по направлению подготовки 03.06.01 «Физика и астрономия», должен знать:
-
дидактические принципы организации учебного процесса в Высшей школе;
-
формы и методы организации учебной, самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов;
-
морально-этические требования, предъявляемые к преподавателям Высшей школы.
Уметь:
-
обобщать передовой педагогический опыт отечественного и зарубежного наследия;
-
планировать учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу, составлять планы, конспекты занятий, разрабатывать и подбирать учебно-методический материал
; -
правильно формулировать цель научно-исследовательской и педагогической деятельности
; -
определять рациональное количество учебной информации по теме занятия, выделять главное, акцентировать внимание на основных понятиях, идеях, представлениях;
-
самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность по специальности 03.01.02 Биофизика;
-
руководить преддипломной практикой, проектированием курсовых и дипломных работ, а также научно-исследовательской работой магистрантов.
Владеть:
-
методами и приемами составления учебных заданий, тестовых материалов и постановкой научно-исследовательских задач;
-
навыками диагностики, контроля и эффективности учебной деятельности студентов;
-
техникой речи, ораторским мастерством и правилами поведения при проведении учебных и практических занятий;
-
спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель»;
-
навыками учета, оформления отчетной документации и анализа итогов своей работы.
4 .Структура педагогической практики и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица (36 часов), в том числе 10 часов аудиторных занятий. Сроки прохождения практики и ее план устанавливаются согласно индивидуальному плану аспиранта преподавателем и утверждаются отделом аспирантуры ИТЭБ РАН.
Раздел 1. Определение содержания педагогической практики (разработка индивидуального плана прохождения практики)
Раздел 2. Знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в НИИ, правилами ведения документации по учебной работе, современными образовательными технологиями
Раздел 3. Изучение опыта преподавания ведущих преподавателей НИИ в ходе посещения учебных, практических, лабораторных и лекционных занятий по направлению «Физика и астрономия» по специальности Биофизика. Разработка и проведение ознакомительной экскурсии по теме «Научно-исследовательская работа ведущих научных подразделений НИИ».
Раздел 4. Методическая работа по разработке лекционного и практического занятий в рамках научно-исследовательской работы, проводимой аспирантом. Презентация аспирантом теоретического и практического научного материала на семинарах научного подразделения, выступление с докладом и т.д. При закреплении за аспирантом студента или бакалавра, аспирант, при содействии научного руководителя, формулирует тему, задачи и разрабатывает индивидуальный план научно-исследовательской работы студента (бакалавра, магистра). Аспирант способствует освоению практических навыков и умений, раскрывает смысл оформления и систематического ведения журнала исследователя, выполняет часть научно-исследовательской работы вместе со студентом (бакалавром, магистрантом), помогает в анализе, полученных данных. При этом аспирант составляет развернутый план-конспект каждого практического или лекционного занятия. В конце практического курса студент (бакалавр, магистр) выполняет квалификационную работу данного уровня профессионального образования. Аспирант дает заключение о научно-исследовательской работе, проведенной студентом (бакалавром, магистрантом) и оформляет характеристику.
Раздел 5. Подготовка и защита отчета по педагогической практике.
5. Содержание учебно-методической работы.
Педагогическая практика аспиранта должна проходить по плану, согласованному с научным руководителем аспиранта и включать следующие виды педагогической деятельности:
-
учебно-методическую;
-
учебную;
-
организационно-воспитательную.
За время практики аспирант должен:
-
изучить структуру образовательного процесса в высшем образовательном учреждении и правила ведения преподавателем отчетной документации;
-
ознакомиться с методиками подготовки и проведения всех форм учебных занятий, лекций, лабораторных и практических занятий, семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов, курсового и дипломного проектирования;
-
освоить инновационные образовательные технологии;
Аспирант, согласно своему индивидуальному плану педагогической практики, должен выполнить основные задания практики посетить занятия ведущих преподавателей высшего образовательного учреждения, а также лекции и семинарские занятия, проводимые его научным руководителем. Аспирант должен самостоятельно проанализировать занятия, как лекционные, так и практические, с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия педагога и обучающихся, формы проведения занятия и т. д. Результаты анализа оформляются в письменном виде в свободной форме.
Учебная работа предусматривает непосредственное участие аспиранта в различных формах организации педагогического процесса:
– подготовка лекции по теме, определенной руководителем практики и соответствующей направлению научных интересов аспиранта;
– подготовка и проведение практических занятий (семинаров) по теме, определенной руководителем практики и соответствующей направлению научных интересов аспиранта;
– составление тематических докладов и контрольных работ по направлению «Физика и астрономия» по специальности Биофизика;
– организация проведения сессионных зачетов и экзаменов;
– подготовка и проведение лабораторных работ, а также их модернизация и составление новых методических указаний;
– обзорные ознакомительные экскурсии по ведущим научно-исследовательским подразделениям высшего образовательного учреждения.
По итогам прохождения педагогической практики аспирант предоставляет отчетную документацию:
− общий отчет о прохождении практики (ФИО практиканта, направление, направленность (профиль), подразделение, руководитель практики; сроки прохождения, общий объем часов, даты проведения, темы, виды занятий, содержание занятий);
− заключение научного руководителя о прохождении практики.
По итогам представленной отчетной документации выставляется зачет, который фиксируется в индивидуальном учебном плане аспиранта.
Аспиранты, не выполнившие программу педагогической практики по уважительной причине, направляются на практику повторно по индивидуальному плану.
Аспиранты, не выполнившие программу педагогической практики без у
6. Образовательные технологии.
В период прохождения педагогической практики аспиранта работает в постоянном контакте с научным руководителем. Научный руководитель контролирует работу аспиранта в процессе практики, посещает аудиторные занятия, принимает меры по устранению недостатков в организации практики.
7. Методическое обеспечение педагогической практики аспирантов
Основная учебная литература
Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учебное пособие. Якушева С.Д. М: Форум, 2014.
Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров. Учебное пособие. Симонов В.П., Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор. ИНФРА-М, 2015.
Студент вуза: технологии и организация обучения в вузе: учебник. Резник С. Д. ИНФРА-М, 2015, -437с.
Введение в гендерную психологию. Степанова Л.Г. Воронеж: МОДЭК, 2012.
Психология и педагогика. Учебное пособие. Государев Н.А. М: Ось-89, 2013.
Методика преподавания в вузе: учебное пособие для магистрантов, аспирантов и начинающих преподавателей: российско-американский проект. РГСУ, 2014.-362 с.
Дополнительная учебная литература
Оформление учебных работ: правила, рекомендации, советы. Беляков Н.С. 2010. (37/Б44)
Социальная психология научного коллектива. Белкин П.Г. М: Наука, 1987 (Ю9/Б43)
Основы психологии и педагогики: учебное пособие. 3-е издание. Березовин Н.А. Минск: Новое знание, 2011. (Ю9/Б48)
Психология и педагогика: учебное пособие. Денисова О.П. 2008. (Ю9/Д33)
Основы психологии: курс лекций. Иванников В.А. Учебник для ВУЗов. 2010. (Ю9/И19)
8. Материально-техническое обеспечение педагогической практики аспирантов
При проведении занятий представляется весь комплекс технических средств (компьютеры, проектор, другая техника для демонстраций).
Программа педагогической практики разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре по направлению 03.06.01 «Физика и астрономия».
Разработчик программы: к.б.н. Кабанов Д.С.