1. Цели и задачи.
Целью освоения дисциплин модуля «Биохимия»» являются:
- ознакомление аспирантов с фундаментальными основами классической и современной биохимии,
- формирование систематических знаний по специальности «Биохимия»,
- повышение квалификации аспиранта , как исследователя в области биологических наук,
- подготовка к сдаче кандидатского экзамена по специальности.
Для достижения этих целей ставятся следующие задачи:
- дать представление о структуре и свойствах основных химических компонентов клеток в свете новейших научных достижений;
- познакомить с современными методами биохимических исследований;
- изучить процессы преобразования энергии в биологических системах;
- сформировать понимание биохимических механизмов основных внутриклеточных процессов.
- подготовить аспирантов к самостоятельной работе и применению полученных знаний при осуществлении конкретного исследования;
- научить слушателей анализировать литературные и собственные экспериментальные данные и использовать теоретические знания для формирования новых идей.
2. Место модуля «Биохимия» в структуре образовательной программы аспирантуры.
Дисциплины модуля «Биохимия» составляют вариативную часть программы аспирантуры и их освоение проходит в 3,4 и 5 семестрах после освоения дисциплин базовой части программы. Необходимой базой для успешного изучения дисциплин модуля являются знания по направлению «Биология» в объёме образовательных программ магистратуры и бакалавриата по направлению «Биология» основных образовательных программ высшего образования. Важным моментом для усвоения материала разделов модуля является активная научно-исследовательская работа в научном коллективе.
3. Требования к результатам освоения модуля и компетенции.
В результате освоения модуля обучающийся должен:
Знать:
- низкомолекулярные компоненты клетки, биологически важные гетероциклические соединения их структуру, свойства, функции и биологическую роль
- принципы строения макромолекул. Сахара, аминокислоты, нуклеотиды как мономеры, из которых образуются биополимеры (полисахариды, белки, нуклеиновые кислоты), их основные свойства, функции и биологическую роль.
- основные концепции ферментативного катализа. Активные и аллостерические центры, коферменты и витамины. Кинетику ферментативных реакций. Уравнение Михаэлиса-Ментен. Конкурентное и неконкурентное ингибирование.
- основные превращения биологически важных соединений в клетке как основу обмена веществ и энергии, знать основные пути метаболизма, механизмы их регуляции Гликолиз, глюконеогенез, Цикл Кребса, окислительное фосфорилирование, световые реакции фотосинтеза, пентозофосфатный путь и цикл Кальвина, метаболизм гликогена и жирных кислот, основы образования и распада аминокислот и нуклеотидов. Иметь представление о преобразовании энергии в биологических системах и об интеграции метаболизма.
- основы регуляции центральных метаболических путей в тканях животных и человека в норме и при патологии, роль апоптоза, некроза и окислительного стресса в гибели клеток, механизмы действия нейротоксинов и современные способы коррекции метаболических нарушений при многих заболеваниях, в том числе при нейродегенеративных болезнях.
- молекулярные основы хранения, передачи и реализации генетической информации.
Уметь:
- обобщать, систематизировать и анализировать усвоенный материал, выявлять взаимосвязь между химическим строением вещества и его биологической функцией.
- самостоятельно анализировать современные экспериментальные научные данные, использовать теоретические знания для формирования новых идей
- корректно применять полученные знания в ходе научных исследований в лаборатории
Владеть:
- навыком самостоятельной освоения биохимической информации, в том числе с использованием современных информационных технологий.
Демонстрировать следующие компетенции:
Организация освоения дисциплин модуля «Биохимия» и используемые образовательные технологии направлены на развитие и закрепление следующих универсальных компетенций:
- способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
- способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
- готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
- готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);
- способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5);
У выпускника аспирантуры по специальности «Биохимия» вырабатываются следующие общепрофессиональные компетенции:
- знает и использует в научных исследованиях основные биологические теории и принципы (ПК-1);
- знаком с основами математического описания биологических объектов и процессов и их моделированием (ПК-2);
- имеет представление о молекулярных структурах и физико-химических свойствах низкомолекулярных соединений и биополимеров, входящих в состав биологических объектов (ПК-3);
- обладает знаниями о механизмах преобразования энергии и веществ в биологических системах (ПК-4)
- творчески применяет современные методы исследования, демонстрирует ответственность за качество проведенных экспериментов и научную достоверность результатов (ПК-5);
- имеет навык применения современных компьютерных технологий при сборе, хранении и анализе биологической информации (ПК-6);
- профессионально оформляет и докладывает результаты научных исследований, знает правила подготовки научных публикации в отечественных и зарубежных изданиях биологической направленности (ПК-7);
4. Структура модуля и виды учебной работы
Объем учебного времени, необходимого для освоения модуля – 17 зачетных единиц, что составляет 612 учебных часов, в том числе самостоятельная работа в объеме не более 550 часов.
Виды учебной работы: установочные лекции и семинары.
Самостоятельная работа: изучение рекомендованной литературы, подготовка к семинарам, зачету, экзаменам.
Структура модуля
№ | Дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Форма промежуточн. аттестации (по семестрам) | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | Установочные лекции | Семинары-коонсультации | Сам.работа | ||||
1. | Физико-химические основы биохимии | 3 | 108 | 12 | 4 | 92 | Диф. зачет |
2. | Ферментативный катализ | 3 | 72 | 4 | 4 | 64 | зачет |
3. | Молекулярные механизмы биологических процессов, протекающих в клетке | 4 | 108 | 6 | 4 | 92 | Диф. зачет |
4. | Методы биохимии | 5 | 72 | 4 | 4 | 64 | Диф.зачет |
5. | Биомедицинские аспекты биохимии | 4 | 108 | 12 | 4 | 92 | зачет |
6. | Хранение и реализация генетической информации | 5 | 72 | 4 | 4 | 64 | зачет |
7. | Методы генной инженерии и диагностики | 5 | 72 | 4 | 4 | 64 | зачет |
Формы текущего контроля: устный опрос на семинарах, зачет.
Форма промежуточной аттестации – экзамен в конце семестра.
5. Содержание разделов модуля
1. Физико-химические основы биохимии
№ п/п | Содержание | Контактные занятия | |
---|---|---|---|
Установочные лекции | Семинары | ||
1 | Общая характеристика веществ, входящих в состав живых организмов, их роль и значение. Вода - универсальный растворитель в биологических системах. Основные понятия электрохимии водных растворов. Сильные и слабые кислоты и основания, водородный показатель (pH), буферные растворы | 3 | 1 |
2 | Основы химической кинетики. Закон действующих масс, порядок и молекулярность реакции, константы скоростей химических реакций, факторы, влияющие на скорости и равновесия реакций. | 3 | 1 |
3 | Структура и свойства биологически важных низкомолекулярных соединений. Аминокислоты. Моносахариды. Пуриновые и пиримидиновые основания. Витамины, коферменты и другие биологические активные соединения. Микроэлементы | 3 | 1 |
4 | Структура и свойства важнейших биополимеров. Специфическая роль белковых соединений в живой природе. Нуклеиновые кислоты: строение, функции в живых организмах. Полисахариды. | 3 | 1 |
2. Ферментативный катализ
№ п/п | Содержание | Контактные занятия | |
---|---|---|---|
Установочные лекции | Семинары | ||
1 | Кинетика ферментативного катализа, основные типы кинетик. Ингибиторы, агонисты и активаторы ферментативных систем. | 2 | |
2 | Общие механизмы контроля ферментативных процессов: стехиометрическая и аллостерическая регуляция, химическая модификация, генетический контроль, нейро-эндокринная регуляция. | 2 | |
3 | Теоретический и экспериментальный анализ кинетики ферментативных процессов. Основы математического описания и моделирования кинетики ферментативых процессов. Экспериментальные подходы. | 2 | 2 |
3. Молекулярные механизмы биологических процессов, протекающих в клетке
№ п/п | Содержание | Контактные занятия | |
---|---|---|---|
Установочные лекции | Семинары | ||
1 | Центральные метаболические пути. Гликолиз, цикл Кребса, глюконеогенез. пентозофосфатный путь. Понятие о вторичном метаболизме. Окислительное и субстратное фосфорилирование. | 2 | |
2 | Роль печени в гомеостазе глюкозы в крови. Метаболизм в мышцах в состоянии покоя и при физической нагрузке. Взаимосвязь углеводного и жирового обмена. Цикл Рэндла. | 2 | |
3 | Пути клеточной гибели. Некроз апоптоз, аутофагия. Особенности гибели безъядерных клеток (эритроциты человека). Окислительный стресс, его роль в развитии нейродегенеративных заболеваний (болезнь Альцгеймера) | 2 | |
4 | Роль аммиака в развитии гепатоэнцефалопатии. Молекулярные механизмы токсического действия аммиака. | 2 | 2 |
4. Биомедицинские аспекты биохимии
№ п/п | Содержание | Контактные занятия | |
---|---|---|---|
Установочные лекции | Семинары | ||
1 | Патобиохимия гипоксических, ишемических и оксидативных состояний – основа большинства патологических состояний и становления адаптивных реакций. | 2 | |
2 | Регуляции кислотно-основного баланса крови и тканей, при патологии и экстремальных нагрузках. | 2 | 2 |
3 | Основы метаболической коррекции сигнальных систем при патологических и инволюционных состояниях (сахарный диабет, метаболический синдром, возрастная инволюция гормональной системы). | 2 | 2 |
5. Методы биохимии
№ п/п | Содержание | Контактные занятия | |
---|---|---|---|
Установочные лекции | Семинары | ||
1 | Иммуноферментный анализ (ИФА, англ. enzyme-linked immunosorbent assay, ELISA) для количественного определения ферментов в тканевых образцах. | 5 | |
2 |
|
6 | 4 |
6. Хранение и реализация генетической информации
№ п/п | Содержание | Контактные занятия | |
---|---|---|---|
Установочные лекции | Семинары | ||
1 | Введение в молекулярно-генетические основы биологических процессов. | 2 | |
2 | Генетика и эпигенетика. | 2 | 2 |
3 | Молекулярная эволюция. | 2 |
7. Методы генной инженерии
№ п/п | Содержание | Контактные занятия | |
---|---|---|---|
Установочные лекции | Семинары | ||
1 | Введение. Основные направления и методы генетической инженерии. | 2 | |
2 | Молекулярно-генетическая диагностика. Основные методы. | 2 | 2 |
3 | Применение генетической инженерии и молекулярно-генетической диагностики в биологических исследованиях. | 2 |
6. Образовательные технологии.
Занятия проходят в основном в виде установочных лекций, на которых обсуждается содержание дисциплин, их значимость и взаимосвязь. Преподаватель обращает внимание аспирантов на подходящие источники информации в литературе и Интернете, рекомендует учебники и монографии по теме разделов модуля «Биохимия». Аспиранты готовят доклады на семинары.
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения модуля.
Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, конспектов установочных лекций, использование доступа к Интернет-ресурсам и электронным библиотеками, работу в лаборатории и общение с научным руководителем и коллегами.
Оценочные средства для контроля текущей успеваемости включают в себя устный опрос на семинарах по ключевым и трудно усваиваемым темам. Имеется список вопросов, упражнений и задач для контроля усвоения всего материала по каждой дисциплине модуля на зачете.
По итогам освоения модуля согласно учебному плану сдается экзамен по кандидатскому минимуму по специальности Биохимия.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля.
1.Основная литература
- Ленинджер А. "Основы биохимии", в трех томах. М., Мир. 1985.
- Мецлер Д. "Биохимия", в трех томах. М., Мир, 1980.
- Харборн Дж. Введение в экологическую биохимию. М: Мир, 1985.
- Гудвин Т., Мерсер Т. Введение в биохимию растений, в двух томах. М: Мир, 1986.
- Овчинников Ю.А. "Биоорганическая химия". М. Просвещение, 1987.
- Коровкин Б.Ф., Березов Т.Т. Биологическая химия. М., Медицина.1998.
- Кононский А.И. Биохимия животных. М: Колос, 1992.
- Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. "Биохимия человека", в двух томах. М: Мир, 1993.
- Ленинджер А. "Основы биохимии", в трех томах. Москва. Бином. Лаборатория знаний, 2012. Мир.
- Ньюсхолм Э., Старт К. Регуляция метаболизма. М.: Мир, 1977.
- Джон Ф., Лейкок Г., Вайс П. Основы эндокринологии. М.: Медицина, 2000.
- Геннис Р. Биомембраны. М.: Мир, 1997.
- Косенко Е. А. Энергетический обмен в норме и при патологии. Роль возбуждающих нейромедиаторов. Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Биология». М.: Ленанд, 2013.
- Лукнер М. Вторичный метаболизм у микроорганизмов, растений и животных. «Мир», Москва, 1979
2.Дополнительная литература
- Мусил Я., Новакова О., Кунц К. Современная биохимия в схемах. М: Мир, 1984.
- Дэгли С., Николсон Д. Метаболические пути. Мб Мир, 1973.
- Диксон М., Уэбб Э. Ферменты, в трех томах. М: Мир, 1984.
- Малыгин А.Г. Карта метаболических путей (периодическая). М:Наука, изд-я 1976 и 1998 гг.
- Кульберг А.Я. Рецепторы клеточных мембран. М: Высшая школа, 1987.
- Альберте Б. Молекулярная биология клетки. Мир, 1986, в пяти томах. Антиоксидантные системы клеток. Роль энергетического обмена в апоптозе. Мир, 1998 "Иммунофармакология".
- Кельман Я., Рём К.-Г. "Наглядная биохимия, Мир, 2000.
- Патрушев Л.И. Экспрессия генов. М., "Наука", 2000.
- Фрайфелдер Д. Физическая биохимия. М., "Мир", 1980.
3.Интернет-ресурсы
http://en.wikipedia.org/ и/или http://ru.wikipedia.org/
http://themedicalbiochemistrypage.org/ (the School of Medicine, Indiana State University, Terre Haute)
http://biochem.science.oregonstate.edu/people/kevin-ahern
http://www.hhmi.org/biointeractive/
9. Материально-техническое обеспечение модуля.
Материально-техническое обеспечение модуля состоит из учебного класса, оснащенного компьютерным проектором. Аспиранты могут пользоваться книжным, журнальным и другими фондами, а также Интернет ресурсами через компьютеры Пущинского филиала научной библиотеки по естественным наукам РАН.
Программа модуля «Биохимия» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Биологические науки».