Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт теоретической и экспериментальной биофизики
Российской академии наук
ИТЭБ (ru) en

1. Цели научно-исследовательской практики

Целями практики являются закрепление и углубление теоретических знаний обучающегося, накопление навыков исследователя, практическое освоение методов и экспериментальных методик, знакомство с лабораторными приборами и установками, приобретение навыков самостоятельной работы и умения взаимодействия с научным коллективом. 

2. Задачи научно-исследовательской практики

Прохождение аспирантом научно-исследовательской практики относится к виду научно-исследовательской, научно-инновационной и организационно-управленческой деятельности. Таким образом, задачами научно-исследовательской практики являются:

  • проведение научных исследований в рамках заданной тематики (как экспериментальных, так и теоретических);
  • формулировка новых задач, возникающих в ходе научных исследований, выбор необходимых методов исследования;
  • расширения знаний о возможностях экспериментальных и теоретических методах исследования;
  • разработка новых методов инженерно-технологической деятельности;
  • участие в формулировке новых задач и разработке новых методических подходов в научных исследованиях;
  • обработка и анализ полученных данных с помощью современных информационных технологий,
  • освоение нового оборудования как в рамках темы своей научно-исследовательской работы, так и вне ее;
  • участие в организации научно-исследовательских и научно-инновационных работ, выработка навыков соблюдения техники безопасности;

 3. Место научно-исследовательской практики в структуре основной профессиональной программы

Научно-исследовательская практика является дисциплиной ознакомительного плана, расширяет знания , полученные на предыдущих уровнях образования, учит эффективному взаимодействию с научным руководителем и служит налаживанию производственных отношений в научном коллективе. Аспирант в практической работе узнает традиции и правила организации работы в своей научной лаборатории, что служит основанием успеха в дальнейших научных исследованиях.

План научно-исследовательской практики является индивидуальным и определяется темой научных исследований, составляется  научным руководителем совместно с аспирантом.

4. Формы проведения научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика проводится в форме лабораторной и теоретической работы и зависит от темы научных исследований аспиранта и поставленных задач.

5. Место и время проведения научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика в рамках основной образовательной программы аспирантуры ИТЭБ РАН, согласно календарному учебному графику, проводится в конце 2-го семестра.

Научно-исследовательская практика проходит в лабораториях федерального государственного бюджетного учреждения науки Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения научно-исследовательской практики

В результате прохождения научно-исследовательской  практики аспирант  приобретает практические навыки и умения, вносит вклад в развитие следующих универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций:

универсальные (УК):

  • способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
  • способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
  • готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
  • готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);
  • способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5);

общепрофессиональные (ОПК):

  • способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);
профессиональные (ПК):
  • способность применять в научных исследованиях основные физические и биологические теории и принципы (ПК-1);
  • готовность творчески применять современные методы исследования, способность нести ответственность за качество проведенных экспериментов и научную достоверность результатов (ПК-5);
  • готовность применять современные компьютерные технологии при сборе, хранении и анализе биологической информации (ПК-6);
  • способность профессионально оформлять и докладывать результаты научных исследований, готовить научные публикации в отечественных и зарубежных изданиях (ПК-7).
В результате прохождения научно-исследовательской  практики магистрант должен:

Знать особенности и ограничения применяемых методов и подходов, требования техники безопасности при проведении лабораторного эксперимента.

Уметь составлять научные отчеты, анализировать результаты исследования и делать из них выводы; аргументировано и корректно отстаивать свою точку зрения при обсуждении научных проблем.

Владеть современными методами лабораторных исследований, навыками работы с обязательным лабораторным оборудованием: автоматическими пипетками, весами, центрифугами, микроскопами, сушильными шкафами, лабораторной посудой.

7. Структура и содержание научно-исследовательской практики

 Общая трудоемкость НИ практики составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
1 Подготовительный этап инструктаж по технике безопасности, составление плана практики, формули-ровка поставленных задач, изучение патентных и литературных источников по методам исследования, правил эксплуатации исследовательского оборудования
2 Экспериментальный этап проведение необходимых исследований, выполнение анализа и систематизации полученных результатов, систематизация и обобщение научной информации по теме практики
3 Подготовка и сдача дифференцированного зачета по практике написание отчета, сдача зачета оценка по итогам диф. зачета

Тема научных исследований при прохождении практики магистрантом индивидуальна.

8. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на научно-исследовательской практике

Обучающийся может использовать новые технологии проведения вычислений и обработки данных, технологии исследования микроорганизмов, имеющиеся на месте прохождения практики, с учетом новейших научных и технологических достижений в исследуемой области.

 9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на научно-исследовательской практике

Самостоятельная работа научно-исследовательской практики может включать в себя сбор, систематизацию и обобщение научной информации по теме практики; анализ достоверности полученных результатов; сравнение результатов исследования объекта разработки с отечественными и зарубежными аналогами; изучение патентных и литературных источников по методам исследования; изучение правил эксплуатации исследовательского оборудования.

По окончанию практики составляется  отчет в свободной форме. В отчете должны быть приведены: ФИО аспиранта, год его обучения, место и время прохождения практики, цель и задачи исследований, актуальность и целесообразность проводимых исследований, освоенные за время практики методы и оборудование, полученные результаты и выводы, проводимая работа с научной литературой.

Аттестация по итогам научно-исследовательской практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета, утверждаемого научным руководителем.

Контрольные вопросы для проведения аттестации по итогам практики:

  1. Какова цель научно-исследовательской практики?
  2. Назовите объект(ы) ваших исследований.
  3. Какие были поставлены задачи для достижения цели научно-исследовательской практики?
  4. Перечислите методы, освоенные за период прохождения научно-исследовательской практики.
  5. Опишите основной используемый метод.
  6. Каковы особенности эксплуатации используемого оборудования ?
  7. Какие результаты получены в ходе научно-исследовательской практики?
  8. Назовите методы анализа и обработки экспериментальных данных, используемые в ходе научно-исследовательской практики.
  9. Как проводили анализ достоверности полученных результатов?
  10. Какие источники использовались при изучении научной информации по теме исследований?

10. Формы промежуточной аттестации (по итогам научно-исследовательской практики)

В конце прохождения практики проводится дифференцированный зачет. По итогам каждого зачета выставляется оценка.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение научно-исследовательской практики

В процессе прохождения практики аспиранты могут воспользоваться необходимыми материалами, имеющимися на месте прохождения практики, Интернет-ресурсами, программным обеспечением, использовать политематические базы данных: Web of Science, Scopus, Pubmed и другие.

12. Материально-техническое обеспечение научно-исследовательской практики

В процессе прохождения практики аспирантам при согласии научного руководителя и дирекции Института,  доступно научно-исследовательское оборудование, измерительные и вычислительные комплексы, другое материально-техническое обеспечение, необходимое для полноценного прохождения практики.

Рабочую программу научно-исследовательской практики составила  д.ф.-м.н. Цыганкова И.Г.

Программа утверждена на Ученом совете ИТЭБ РАН 16 декабря 2016 г.

В случае обнаружения ошибок или по вопросам размещения информации Вы можете связаться с администратором сайта.
site@iteb.pushchino.ru