1.1 Цели и задачи государственной итоговой аттестации (ГИА)
Целью ГИА является оценка сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника аспирантуры, установление уровня подготовки выпускников к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 06.06.01 «Биологические науки».
Задачами ГИА являются:
- Определение соответствия результатов освоения обучающимися основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
- Проверка уровня сформированности компетенций, определенных ФГОС ВО и ООП аспирантуры ИТЭБ РАН.
- Принятие решения о присвоении квалификации по результатам ГИА и выдаче документа о высшем образовании и присвоения квалификации: Исследователь. Преподаватель-исследователь.
1.2 Место в структуре ООП: Государственная итоговая аттестация относится к базовой части программы (Блок 4). В соответствии с учебным планом государственная итоговая аттестация проводится в конце четвертого года обучения.
1.3 Компетенции, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения программы аспирантуры
Выпускник, получивший квалификацию «Исследователь. Преподаватель-исследователь»
по направлению 06.06.01 «биологическиенауки», направленность (профиль) «Биофизика», « Биохимия», «Физиология» должен обладать:
Универсальными компетенциями (УК)
- спосoбностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
- способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с ис-пользованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
- готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
- готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);
- способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).
Общепрофессиональными компетенциями (ОПК)
- способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);
- готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2).
Профессиональными компетенциями (ПК)
- знает и использует в научных исследованиях основные биологические теории и принципы (ПК-1);
- знаком с основами математического описания биологических объектов и процессов и их моделированием (ПК-2);
- имеет представление о молекулярных структурах и физико-химических свойствах низкомолекулярных соединений и биополимеров, входящих в состав биологических объектов (ПК-3);
- обладает знаниями о механизмах преобразования энергии и веществ в биологических системах (ПК-4)
- творчески применяет современные методы исследования, демонстрирует ответственность за качество проведенных экспериментов и научную достоверность результатов (ПК-5);
- имеет навык применения современных компьютерных технологий при сборе, хранении и анализе биологической информации (ПК-6);
- профессионально оформляет и докладывает результаты научных исследований, знает правила подготовки научных публикации в отечественных и зарубежных изданиях биологической направленности (ПК-7);
В процессе итоговой аттестации выпускник аспирантуры должен проявить себя как высококвалифицированный исследователь и преподаватель, владеющий:
- знаниями широкого круга проблем современной науки, научной терминологией;
- знанием методики преподавания в высших учебных заведениях;
- умениями осуществить обработку и интерпретацию (качественную и количественную) полученных результатов исследования;
- умениями представлять итоги проделанной исследовательской работы в виде научной письменной работы.
1.4 Виды и формы государственной итоговой аттестации
Общая трудоемкость государственной итоговой аттестации составляет 9 зачетных единиц.
Вид государственной итоговой аттестации | Всего часов | ЗЕТ |
---|---|---|
Государственный экзамен | 108 | 3 |
Подготовка, представление и защита научного доклада об основных результатах выполненной научно-квалификационной работы (диссертации) | 216 | 6 |
Общая трудоемкость | 324 | 9 |
2 СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА, ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИТОГОВОГО ЭКЗАМЕНА
2.1 Форма, порядок подготовки проведения государственного итогового экзамена
Государственный экзамен является составной частью государственной итоговой аттестации аспирантов
Экзамен должен носить комплексный характер и служить в качестве средства проверки конкретных функциональных возможностей аспиранта, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний и сформированных универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Экзаменационные билеты содержат три вопроса:
- Вопрос по специальности;
- Вопрос по методам исследования соответствующего профиля подготовки;
- Вопрос по педагогике и методике преподавания в высшей школе.
Примерные формулировки экзаменационных вопросов приведены в Фонде оценочных средств.
Дата и время проведения экзамена устанавливаются согласованным с председателями государственных экзаменационных комиссий распорядительным актом ИТЭБ РАН, который доводится до всех членов государственных экзаменационных комиссий и аспирантов не позднее чем за 30 дней до начала приема экзамена
Перед государственным экзаменом для аспирантов проводятся консультации. Для подготовки ответа аспиранты используют экзаменационные листы, которые хранятся после приема экзаменов в личном деле аспиранта.
Уровень знаний аспиранта оценивается на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Порядок и последовательность изложения материала определяется самим аспирантом. Аспирант имеет право расширить объем содержания ответа на вопрос на основании дополнительной литературы при обязательной ссылке на авторство излагаемой теории. Теоретические положения должны подтверждаться примерами из практической деятельности.
2.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций, шкалы оценивания
Критерии оценивания экзамена в ходе ГИА
«Отлично» («5») – аспирант глубоко и полно владеет содержанием учебного материала и понятийным аппаратом; умеет связывать теорию с практикой, иллюстрировать примерами, фактами, данными научных исследований; осуществляет межпредметные связи, предложения, выводы; логично, четко и ясно излагает ответы на поставленные вопросы; умеет обосновывать свои суждения и профессионально-личностную позицию по излагаемому вопросу. Ответ носит самостоятельный характер.
«Хорошо» («4») – ответ аспиранта соответствует указанным выше критериям, но в содержании имеют место отдельные неточности (несущественные ошибки) при изложении теоретического и практического материала. Ответ отличается меньшей обстоятельностью, глубиной, обоснованностью и полнотой; однако допущенные ошибки исправляются самим аспирантом после дополнительных вопросов членов комиссии.
«Удовлетворительно» («3») – аспирант обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности и существенные ошибки в определении понятий, формулировке положений. При аргументации ответа аспирант не опирается на основные положения исследовательских, концептуальных и нормативных документов; не применяет теоретические знания для объяснения эмпирических фактов и явлений, не обосновывает свои суждения; имеет место нарушение логики изложения. В целом ответ отличается низким уровнем самостоятельности, не содержит собственной профессионально-личностной позиции.
«Неудовлетворительно» («2») – аспирант имеет разрозненные, бессистемные знания; не умеет выделять главное и второстепенное. В ответе допускаются ошибки в определении понятий, формулировке теоретических положений, искажающие их смысл. Аспирант не ориентируется в нормативно-концептуальных, программно-методических, исследовательских материалах, беспорядочно и неуверенно излагает материал; не умеет соединять теоретические положения с практикой; не умеет применять знания для объяснения эмпирических фактов, не устанавливает межпредметные связи.
3. ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА НАУЧНОГО ДОКЛАДА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫПОЛНЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.1. Защита научного доклада по итогам выполненных научных исследований входит в государственную итоговую аттестацию аспиранта-выпускника как ее обязательная часть и должна:
а) свидетельствовать об овладении выпускником компетенциями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению 06.06.01 «БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ».
б) полностью соответствовать основной образовательной программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, которую он освоил за время обучения, а также квалификационной характеристике выпускника.
Научный доклад об итогах выполненных научных исследованиях и подготовки диссертации на научную степень – заключительное задание выпускника, на основе которого Государственная экзаменационная комиссия решает вопрос о присуждении ему квалификации «Исследователь. Преподаватель-Исследователь».
Заседание ГЭК по заслушиванию научных докладов аспирантов-выпускников проходят в ИТЭБ РАН публично, в присутствии не менее 2/3 от состава комиссии. Аспиранту предоставляется для доклада 30 минут, после чего присутствующие могут задавать вопросы. Затем выступают научный руководитель и рецензенты или зачитываются их письменные отзывы с оценкой работы аспиранта. Решение комиссия принимает после совещания простым голосованием. При равенстве голосов голос Председателя комиссии считается за два. Решение объявляется аспиранту в тот же день.
3.2. Требования к научному докладу выпускника аспирантуры
Научный доклад выпускника должен представить результаты самостоятельного научного исследования автора. В нем должно быть отражено современное состояние научных исследований в избранной области, обоснована актуальность и новизна выбранной темы, охарактеризованы методы и подходы решения поставленных задач, показан анализ полученных результатов, сформулированы на доказательной основе выводы. Научные исследования аспиранта могут быть связаны с разработкой конкретных теоретических или экспериментальных вопросов, являющихся частью научно-исследовательских, учебно-методических, экспериментальных и других работ, проводимых коллективом лаборатории, в которой аспирант проводил научные исследования и проходил научно-исследовательскую практику. В этом случае в выступлении обязательно должен быть отражен личный вклад автора в работу научного коллектива.
Основные научные результаты аспиранта должны быть опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях (не менее двух публикаций).
3.3 Описание показателей и критериев оценивания компетенций, шкалы оценивания
При выставлении оценки за научный доклад по результатам исследований члены комиссии руководствуются установленным ниже перечнем критериев и систем оценивания научно-квалификационных работ и итоговой аттестации по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, оценками, которые предлагают рецензент и научный руководитель, а также могут быть приняты во внимание публикации соискателя, авторские свидетельства, отзывы других научных работников и научных учреждений по тематике исследования.
Отлично – глубокое и хорошо аргументированное обоснование темы; четкая формулировка и понимание изучаемой проблемы; широкое и правильное использование относящейся к теме литературы и примененных аналитических методов; проявлено умение выявлять недостатки использованных теорий и делать обобщения на основе отдельных деталей. Содержание исследования и ход выступления указывают на наличие навыков работы аспиранта в данной области. Доклад демонстрирует хорошее знание библиографии по теме исследований. Отзыв научного руководителя, внутренняя и внешняя рецензии положительные. Работа рекомендована к защите на секции Ученого Совета ИТЭБ РАН
Хорошо – аргументированное обоснование темы; четкая формулировка и понимание изучаемой проблемы; использование ограниченного числа литературных источников, но достаточного для проведения исследования. Работа основана на среднем по глубине анализе изучаемой проблемы и при этом сделано незначительное число обобщений. Содержание исследования и ход выступления указывают на наличие практических навыков работы аспиранта в данной области. Отзыв научного руководителя, внутренняя и внешняя рецензии положительные. Ход выступления аспиранта показал достаточную научную и профессионально-педагогическую подготовку аспиранта. Работа рекомендована к защите на секции Ученого Совета ИТЭБ РАН после исправлений технического характера
Удовлетворительно – достаточное обоснование выбранной темы, но отсутствует глубокое понимание рассматриваемой проблемы. В библиографии даны в основном ссылки на стандартные литературные источники. Научные труды, необходимые для всестороннего изучения проблемы, использованы в ограниченном объеме. Заметна нехватка компетентности аспиранта в данной области знаний. Отзыв научного руководителя, внутренняя и внешняя рецензии положительные, но с замечаниями. На секции Ученого Совета ИТЭБ РАН диссертация рекомендована к защите после исправлений согласно высказанным замечаниям.
Неудовлетворительно – тема диссертации представлена в общем виде. Ограниченное число использованных литературных источников. Шаблонное изложение материала. Наличие догматического подхода к использованным теориям и концепциям. Суждения по исследуемой проблеме не всегда компетентны. Неточности и неверные выводы по изучаемой литературе. Отзыв научного руководителя, внутренняя и внешняя рецензии с существенными замечаниями, но дают возможность публичной защиты диссертации. Во время доклада аспирантом проявлена ограниченная научная эрудиция. На заседании секции Ученого Совета ИТЭБ РАН высказан ряд серьезных критических замечаний, что позволило рекомендовать работу к защите в диссертационных советах ВАК только после значительной переработки.
3.4 Документы, представляемые в Государственную экзаменационную комиссию.
Не позднее 10 дней до назначенной даты заседания ГЭК по заслушиванию научных докладов выпускников аспирантуры в Государственную экзаменационную комиссию должны быть представлены:
- Выписка-решение заседания Секции Ученого Совета ИТЭБ РАН соответствующей направленности по предварительной защите диссертации аспиранта
- Отзыв научного руководителя о работе аспиранта;
- Полученные рецензии на работу;
- Копии публикаций по теме диссертации; дипломы научных конкурсов, копии патентов, и другие свидетельства научных достижений аспиранта.
Первые четыре пункта списка являются обязательными, в случае отсутствия этих документов в указанный срок аспирант не допускается к выступлению с научным докладом и считается непрошедшим государственную итоговую аттестацию.
3.5 Материально-техническое обеспечение
Для проведения заседания ГЭК по заслушиванию научных докладов в ИТЭБ РАН предоставляется аудитория или конференцзал с компьютерным проектором для демонстрации презентаций.
Рабочая программа Государственной итоговой аттестации разработана на основе:
- Приказа Минобрнауки России) от 19 ноября 2013 г. № 1259 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре».
- ФГОС ВО, утверждённого приказом Министерством образования и науки РФ от 30 июля 2014 г. № 871 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 06.06.01 – «биологические науки» (уровень подготовки кадров высшей квалификации)».
- Приказа Минобрнауки России от 18.03. 2016 года N 227 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки»;
- Учебного плана по направлению подготовки 06.06.01 – «биологические науки», профиль подготовки «биофизика», «биохимия», «физиология», утверждённого Ученым советом ИТЭБ РАН от «6» июня 2016 г. Протокол №
- Положения об аспирантуре ИТЭБ РАН, утверждённого Ученым советом ИТЭБ РАН от «6» июня 2016 г. Протокол №
Рабочую программу составили:
Зам. директора по науке ИТЭБ РАН: к.б.н. Левин С.Г.
Зам. руководителя НОЦ ИТЭБ РАН: д.ф.-м.н. Цыганкова И.Г.
Зав. отделом аспирантуры ИТЭБ РАН: Буданцева Т.Н.