Federal state budget institution of science
INSTITUTE OF THEORETICAL AND EXPERIMENTAL BIOPHYSICS
Russian Academy of Sciences

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Методика преподавания в высшей школе» являются:

  • формирование у аспирантов представлений о психологических основах, сущности исодержании педагогической деятельности преподавателя высшей школы, подготовка будущего преподавателя вуза к учебной и научно-исследовательской деятельности;
  • формирование базовых понятий о методике преподавания  в высшей школе, связанных с профессиональной деятельностью аспирантов;
  • повышение общей и психологической культуры преподавателей высшей школы, ознакомление будущих специалистов с закономерностями усвоения аспирантами содержания высшего образования;
  • овладение навыками преподавания по специальным во­просам профессиональной деятельности;
  • формирование у аспирантов представлений о базовых этических нормативах преподавательской деятельности;
  • овладение навыками формирования учебных программ и учебно-методического материала, в том числе, аудио-визуального для обеспечения учебного процесса;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Данная дисциплина относится к основным образовательным программам высшего профессионального образования. В программе курса нашел свое отражение интегративный подход к педагогике и психологии высшей школы как междисциплинарной области знания. В этом качестве преподавание курса связано с другим курсом учебного плана: опирается на знания, получаемые аспирантами в результате изучения дисциплины «История и философия науки» (1-2 семестр), на базу предыдущего уровня образования.

Обучающийся по данной дисциплине должен иметь твердые знания по следующим темам:

  1. О предмете педагогики
  2. Предмет педагогики высшего образования и структура учебного пособия
  3. О предмете психологии высшего образования
  4. Краткая история и современное состояние высшего образования в России
  5. Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе
  6. Психология личности и проблема воспитания в  высшей школе
  7. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения
  8. Цели, содержание, методы и средства обучения в высшей школе
  9. Психодиагностика в высшей школе
  10. Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза и проблема педагогического мастерства

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методика преподавания в высшей школе)».

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

1) общекультурные компетенции:

  • способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень, способностью к развитию психолого-педагогического мышления:
  • способностью развивать установку на постоянный поиск приложений философских, социально-экономических, психологических и других знаний к решению проблем обучения и воспитания;
  • способностью адаптироваться к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социаль­ных условий деятельности;
  • способностью к активной социальной мобильности, способностью к организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, способностью к управлению научным коллективом.

2) профессиональные компетенции:

  • способностью трактовать предмета педагогической науки, предмета педагогики и психологии высшего образования;
  • способностью к глубокому усвоению норм профессиональной этики педагога, пониманию его ответственности перед студентами;
  • определять обучение как совместную деятельность учащегося и преподавателя, направленную на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами и программами;
  • способность управлять учебно-педагогическим процессом в высшей школе (магистратуре и аспирантуре);
  • способность дифференцировать подходы к образовательному процессу на различных этапах высшего профессионального образования (бакалавриат – магистратура - аспирантура);

В результате освоения данной дисциплины аспирант (соискатель) должен:

Знать:

  • содержание четырех блоков педагогического знания, составляющих в совокупности предмет педагогики высшей школы и других работ, связанных с исследовательской деятельностью;
  • основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста;
  • существо проблем психологии высшего образования;
  • историю развития педагогической науки и профессионального образования в России (дореволюционный, советский и постсоветский периоды):
  • правовые и нормативные основы функционирования системы образования
  • рост гуманитарного компонента в биологии и биологическом образовании: биоэтика как отражение глобальной тенденции гуманизации образования;
  • основы современных информационных и телекоммуникационных технологий в образовании;

Уметь:

  • уметь использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области;
  • осуществлять руководство учебным процессом в высшей школе на разных этапах высшего профессионального образования (бакалавриат – магистратура - аспирантура);
  • руководить планированием научной работы бакалавров и магистрантов

Владеть:

  • технологиями управления педагогическим процессом в высшей школе;
  • материала для написания методических указаний и учебных программ по специальным вопросам;
  • умением коммуникации с различными группами учащихся и коллег в различных форматах (лекции, семинары, конференции;
  • методикой подготовки и проведения презентации на профессиональную тему.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, из них ауди­торных 36 и 108 часов самостоятельной работы.

4.1. Структура и содержание дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины Виды учебной работы (часы) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Лекции Семинары СРС
1. Педагогика и психология высшей школы как самостоятельная дисциплина. Основные задачи курса 2 2 8 Входящий контроль, устный ответ,
2. Краткая история и современное состояние высшего образования в России. Болонская декларация и Болонский процесс. Современные тенденции высшего образования и их проекция на систему подготовки кадров 2 2 8 Устный ответ, конспект «История высшего образования в России», участие в работе круглого стола «Современные тенденции высшего образования в России и
3. Содержание и образовательные программы высшего профессионального образования. Образовательные стандарты. 2 2 8 Входящий контроль, устный ответ
4. Педагогические технологии обучения в системе высшей школы. Активные методы обучения 2 2 8 Устный ответ, опорный конспект
5. Психология учения и обучения студентов. Развитие личности в юношеском возрасте и молодости. Проблема личностного, жизненного и профессионального самоопределения 6 8 20 Устный ответ, конспект, работа по группам, защита проектов
6. Функции и специфика работы куратора и тьютора в высшей школе (бакалавриат-магистра-аспирантура 2 2 8 Устный ответ, конспект, работа по группам, защита проектов
7. Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе 2 2 8 Входящий контроль, устный ответ
8. Преподаватель высшей школы: сферы деятельности, культура, компетентность, мастерство, возможные траектории карьеры 2 2 8 Входящий контроль, устный ответ
9. ЭКЗАМЕН 4      
10. ИТОГО 22 14 108  

 5. Образовательные технологии.

Для достижения планируемых результатов обучения в обучении используются разно­образные образовательные технологии.

В ходе практических занятий проводятся краткие презентации по основным темам, изу­чаемым в рамках дисциплины. При подготовке учебных практических занятий используются современные российские и зарубежные педагогические методики, включая аудио-визуальные  технологии, учебные фильмы и мультимедийные презентации. В целях закрепления пройденного материала, запланировано создание аспирантами учебных фильмов и видеоуроков по их научной тематики.

В ходе проведения практических занятий применяются практико-ориентированные технологии, направленные на формирование системы практических педагогических знаний с целью обеспечения качественного обучения аспирантов.

С целью формирования и развития проблемного мышления, мыслительной активности проводятся учебные дискуссии, обсуждение подготовленных презентаций с использованием профессиональной терминологии, мини-диспуты на темы, изучаемые в рамках дисциплины.

В ходе учебного процесса используются технологии с целью учета различных способ­ностей обучаемых, создания необходимых условий для развития их индивидуальных спо­собностей, развития активности личности в учебном процессе (индивидуальные заданий, выполнение проектных работ, домашних индивидуальных заданий различного объема).

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оце­ночные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной атте­стации по итогам освоения дисциплины.

Для организации самостоятельной работы используются ресурсы сети Интернет с учетом профессионально значимой терминологии (аутентичные материалы, научные статьи, тезисы, обзоры), а также электронные словари, электронные учебники, учебно-методические комплексы, методические пособия и тематические разработки;

Внеаудиторная самостоятельная работа аспирантов включает текущую самостоятельную работу и практико-ориентированную деятельность аспирантов и является целостной системой планирования учебного процесса, имеющей следующие цели:

  • приобретение новых знаний аспирантами посредством работы с дополнительными информационными ресурсами;
  • развития коммуникативных навыков для педагогической и профессиональной деятельности;
  • формирования методических приемов  самостоятельной работы.

Текущая   самостоятельная   работа  направлена  на  закрепление,   расширение  и углубление знаний, полученных аспирантами, и включает:

  • внеаудиторную работу   студентов   с  материалом   практического   занятия  в  виде выполнения домашних (индивидуальных) заданий, в том числе с использованием интернет-ресурсов;
  • подготовку к текущему, промежуточному и итоговому контролю;
  • самостоятельное изучение отдельных тем по заданию или рекомендации преподавателя;
  • написание учебно-научного реферата по вопросам психологии и педагогики высшего образования (магистратура-аспирантура)

Практико-ориентированная самостоятельная работа направлена на развитие комплекса общекультурных и профессиональных компетенций и включает:

  • поиск, анализ и презентацию информации на профессионально значимые темы;
  • выполнение заданий для проведения учебной дискуссии;
  • самостоятельную подготовку материалов для участия в учебной дискуссии или мини-диспуте;
  • подготовка учебно-методических пособий и программ дополнительного образования.

Для организации внеаудиторной самостоятельной работы аспирантов используются:

  • ресурсы сети  Интернет (аудио-визуальные сайты по психологии и образованию);
  • обучающие компьютерные программы, электронные учебники;
  • учебно-методические комплексы, методические пособия и тематические разработки.

 

Содержание и организация текущего, промежуточного и итогового контроля

Текущий контроль осуществляется в течение семестра в устной форме (подготовка тем и обсуждения в ходе семинаров,  подготовка презентаций на учебно-педагогические темы для аспирантов и бакалавров,

Итоговый контроль проводится в виде экзамена курсу «Методика преподавания в высшей школе»  для аспирантов и соискателей.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. М., Академия, 2014. 400 с.
  2. Резник, С. Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности [Текст] : учеб. пособие : рек. УМО / С. Д. Резник, О. А. Вдовина ; под ред. С. Д. Резника. - М. : Инфра-М, 2010. - 389 с.
  3. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы [Текст]: учеб. пособие : рек. УМО / Ю.В. Сорокопуд. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 543 с.
  4. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы : учеб. Пособие / Ф. В. Шарипов: М.: Логос, 2012. - 448 с.

 Дополнительная литература:

  1. Болонский процесс [Текст] : основополагающие материалы / сост., пер. с англ. А. К. Бурцев, сост. В. А. Звонова. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 88 с.
  2. Бурдуковская, Е. А. Личностное становление студента в социокультурной среде вуза [Текст] : моногр. / Е. А. Бурдуковская, А. А. Шумейко, Н. К. Щепкина. - Благовещенск : Изд-во Амур. гос. ун-та, 2006. - 176 с.
  3. Возрастная психология [Текст] : учеб. : рек. УМО / под ред. А. К. Белоусовой. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 592 с.
  4. Высшее образование: вызовы Болонского процесса и ВТО [Текст] : моногр. / под ред. В. П. Колесова, Е. Н. Жильцова, П. Н. Ломанова. - М. : ТЕИС, 2007. - 410 с.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М., 1988.
  6. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст] : учеб. : рек. УМО / Э.Ф. Зеер. - М. : Академия, 2009. - 340 с.
  7. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - М., 1993.
  8. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Текст] : учеб. пособие: Доп. УМО / И.Ф. Исаев. - М. : Академия, 2002, 2004. - 208 с.
  9. Педагогика и психология высшей школы [Текст] : учеб. пособие: Рек. Мин. обр. РФ / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д : Феникс, 2002, 2006. - 544 с.
  10. Фокин, Юрий Георгиевич. Преподавание и воспитание в высшей школе [Текст] : методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для вузов / Ю.Г.Фокин. - М. : Академия, 2002. - 216 c.
  11. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения [Текст] : учеб. пособие: рек. УМО / Н. Е. Эрганова. - М. : Академия, 2007

Периодические издания.

  1. Аккредитация в образовании
  2. Альма матер (Вестник высшей школы)
  3. Вопросы психологии
  4. Высшее образование в России
  5. Высшее образование сегодня
  6. Интеграция образования
  7. Мир образования – образование в мире
  8. Научные исследования в образовании
  9. Официальные документы в образовании
  10. Педагогика
  11. Педагогический журнал

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 Обучение по данной дисциплине обеспечивается наличием учебных и учебно-методических материалов, словарей и справочников в библиотеке ПущГЕНИ, а также в на­учных библиотеках учебных центров ПущГЕНИ, в которых обучаются аспиранты (соискате­ли). В ПущГЕНИ имеется учебная аудитория, оснащенная аудио и видеотехникой, в главном здании ПущГЕНИ организован мультимедийный класс (9 компьютеров), в котором могут проводиться различные виды работы: работа в сети - Интернет.

Программа  одобрена на Ученом совете ПущГЕНИ

Автор: Проректор по научно-инновационной работе ПущГЕНИ, канд. биол. наук  Тирас Х.П.