1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Методика преподавания в высшей школе» являются:
- формирование у аспирантов представлений о психологических основах, сущности исодержании педагогической деятельности преподавателя высшей школы, подготовка будущего преподавателя вуза к учебной и научно-исследовательской деятельности;
- формирование базовых понятий о методике преподавания в высшей школе, связанных с профессиональной деятельностью аспирантов;
- повышение общей и психологической культуры преподавателей высшей школы, ознакомление будущих специалистов с закономерностями усвоения аспирантами содержания высшего образования;
- овладение навыками преподавания по специальным вопросам профессиональной деятельности;
- формирование у аспирантов представлений о базовых этических нормативах преподавательской деятельности;
- овладение навыками формирования учебных программ и учебно-методического материала, в том числе, аудио-визуального для обеспечения учебного процесса;
2. Место дисциплины в структуре ООП
Данная дисциплина относится к основным образовательным программам высшего профессионального образования. В программе курса нашел свое отражение интегративный подход к педагогике и психологии высшей школы как междисциплинарной области знания. В этом качестве преподавание курса связано с другим курсом учебного плана: опирается на знания, получаемые аспирантами в результате изучения дисциплины «История и философия науки» (1-2 семестр), на базу предыдущего уровня образования.
Обучающийся по данной дисциплине должен иметь твердые знания по следующим темам:
- О предмете педагогики
- Предмет педагогики высшего образования и структура учебного пособия
- О предмете психологии высшего образования
- Краткая история и современное состояние высшего образования в России
- Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе
- Психология личности и проблема воспитания в высшей школе
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения
- Цели, содержание, методы и средства обучения в высшей школе
- Психодиагностика в высшей школе
- Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза и проблема педагогического мастерства
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методика преподавания в высшей школе)».
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
1) общекультурные компетенции:
- способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень, способностью к развитию психолого-педагогического мышления:
- способностью развивать установку на постоянный поиск приложений философских, социально-экономических, психологических и других знаний к решению проблем обучения и воспитания;
- способностью адаптироваться к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности;
- способностью к активной социальной мобильности, способностью к организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, способностью к управлению научным коллективом.
2) профессиональные компетенции:
- способностью трактовать предмета педагогической науки, предмета педагогики и психологии высшего образования;
- способностью к глубокому усвоению норм профессиональной этики педагога, пониманию его ответственности перед студентами;
- определять обучение как совместную деятельность учащегося и преподавателя, направленную на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами и программами;
- способность управлять учебно-педагогическим процессом в высшей школе (магистратуре и аспирантуре);
- способность дифференцировать подходы к образовательному процессу на различных этапах высшего профессионального образования (бакалавриат – магистратура - аспирантура);
В результате освоения данной дисциплины аспирант (соискатель) должен:
Знать:
- содержание четырех блоков педагогического знания, составляющих в совокупности предмет педагогики высшей школы и других работ, связанных с исследовательской деятельностью;
- основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста;
- существо проблем психологии высшего образования;
- историю развития педагогической науки и профессионального образования в России (дореволюционный, советский и постсоветский периоды):
- правовые и нормативные основы функционирования системы образования
- рост гуманитарного компонента в биологии и биологическом образовании: биоэтика как отражение глобальной тенденции гуманизации образования;
- основы современных информационных и телекоммуникационных технологий в образовании;
Уметь:
- уметь использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области;
- осуществлять руководство учебным процессом в высшей школе на разных этапах высшего профессионального образования (бакалавриат – магистратура - аспирантура);
- руководить планированием научной работы бакалавров и магистрантов
Владеть:
- технологиями управления педагогическим процессом в высшей школе;
- материала для написания методических указаний и учебных программ по специальным вопросам;
- умением коммуникации с различными группами учащихся и коллег в различных форматах (лекции, семинары, конференции;
- методикой подготовки и проведения презентации на профессиональную тему.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, из них аудиторных 36 и 108 часов самостоятельной работы.
4.1. Структура и содержание дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины | Виды учебной работы (часы) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | ||
---|---|---|---|---|---|
Лекции | Семинары | СРС | |||
1. | Педагогика и психология высшей школы как самостоятельная дисциплина. Основные задачи курса | 2 | 2 | 8 | Входящий контроль, устный ответ, |
2. | Краткая история и современное состояние высшего образования в России. Болонская декларация и Болонский процесс. Современные тенденции высшего образования и их проекция на систему подготовки кадров | 2 | 2 | 8 | Устный ответ, конспект «История высшего образования в России», участие в работе круглого стола «Современные тенденции высшего образования в России и |
3. | Содержание и образовательные программы высшего профессионального образования. Образовательные стандарты. | 2 | 2 | 8 | Входящий контроль, устный ответ |
4. | Педагогические технологии обучения в системе высшей школы. Активные методы обучения | 2 | 2 | 8 | Устный ответ, опорный конспект |
5. | Психология учения и обучения студентов. Развитие личности в юношеском возрасте и молодости. Проблема личностного, жизненного и профессионального самоопределения | 6 | 8 | 20 | Устный ответ, конспект, работа по группам, защита проектов |
6. | Функции и специфика работы куратора и тьютора в высшей школе (бакалавриат-магистра-аспирантура | 2 | 2 | 8 | Устный ответ, конспект, работа по группам, защита проектов |
7. | Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе | 2 | 2 | 8 | Входящий контроль, устный ответ |
8. | Преподаватель высшей школы: сферы деятельности, культура, компетентность, мастерство, возможные траектории карьеры | 2 | 2 | 8 | Входящий контроль, устный ответ |
9. | ЭКЗАМЕН | 4 | |||
10. | ИТОГО | 22 | 14 | 108 |
5. Образовательные технологии.
Для достижения планируемых результатов обучения в обучении используются разнообразные образовательные технологии.
В ходе практических занятий проводятся краткие презентации по основным темам, изучаемым в рамках дисциплины. При подготовке учебных практических занятий используются современные российские и зарубежные педагогические методики, включая аудио-визуальные технологии, учебные фильмы и мультимедийные презентации. В целях закрепления пройденного материала, запланировано создание аспирантами учебных фильмов и видеоуроков по их научной тематики.
В ходе проведения практических занятий применяются практико-ориентированные технологии, направленные на формирование системы практических педагогических знаний с целью обеспечения качественного обучения аспирантов.
С целью формирования и развития проблемного мышления, мыслительной активности проводятся учебные дискуссии, обсуждение подготовленных презентаций с использованием профессиональной терминологии, мини-диспуты на темы, изучаемые в рамках дисциплины.
В ходе учебного процесса используются технологии с целью учета различных способностей обучаемых, создания необходимых условий для развития их индивидуальных способностей, развития активности личности в учебном процессе (индивидуальные заданий, выполнение проектных работ, домашних индивидуальных заданий различного объема).
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Для организации самостоятельной работы используются ресурсы сети Интернет с учетом профессионально значимой терминологии (аутентичные материалы, научные статьи, тезисы, обзоры), а также электронные словари, электронные учебники, учебно-методические комплексы, методические пособия и тематические разработки;
Внеаудиторная самостоятельная работа аспирантов включает текущую самостоятельную работу и практико-ориентированную деятельность аспирантов и является целостной системой планирования учебного процесса, имеющей следующие цели:
- приобретение новых знаний аспирантами посредством работы с дополнительными информационными ресурсами;
- развития коммуникативных навыков для педагогической и профессиональной деятельности;
- формирования методических приемов самостоятельной работы.
Текущая самостоятельная работа направлена на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных аспирантами, и включает:
- внеаудиторную работу студентов с материалом практического занятия в виде выполнения домашних (индивидуальных) заданий, в том числе с использованием интернет-ресурсов;
- подготовку к текущему, промежуточному и итоговому контролю;
- самостоятельное изучение отдельных тем по заданию или рекомендации преподавателя;
- написание учебно-научного реферата по вопросам психологии и педагогики высшего образования (магистратура-аспирантура)
Практико-ориентированная самостоятельная работа направлена на развитие комплекса общекультурных и профессиональных компетенций и включает:
- поиск, анализ и презентацию информации на профессионально значимые темы;
- выполнение заданий для проведения учебной дискуссии;
- самостоятельную подготовку материалов для участия в учебной дискуссии или мини-диспуте;
- подготовка учебно-методических пособий и программ дополнительного образования.
Для организации внеаудиторной самостоятельной работы аспирантов используются:
- ресурсы сети Интернет (аудио-визуальные сайты по психологии и образованию);
- обучающие компьютерные программы, электронные учебники;
- учебно-методические комплексы, методические пособия и тематические разработки.
Содержание и организация текущего, промежуточного и итогового контроля
Текущий контроль осуществляется в течение семестра в устной форме (подготовка тем и обсуждения в ходе семинаров, подготовка презентаций на учебно-педагогические темы для аспирантов и бакалавров,
Итоговый контроль проводится в виде экзамена курсу «Методика преподавания в высшей школе» для аспирантов и соискателей.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. М., Академия, 2014. 400 с.
- Резник, С. Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности [Текст] : учеб. пособие : рек. УМО / С. Д. Резник, О. А. Вдовина ; под ред. С. Д. Резника. - М. : Инфра-М, 2010. - 389 с.
- Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы [Текст]: учеб. пособие : рек. УМО / Ю.В. Сорокопуд. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 543 с.
- Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы : учеб. Пособие / Ф. В. Шарипов: М.: Логос, 2012. - 448 с.
Дополнительная литература:
- Болонский процесс [Текст] : основополагающие материалы / сост., пер. с англ. А. К. Бурцев, сост. В. А. Звонова. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 88 с.
- Бурдуковская, Е. А. Личностное становление студента в социокультурной среде вуза [Текст] : моногр. / Е. А. Бурдуковская, А. А. Шумейко, Н. К. Щепкина. - Благовещенск : Изд-во Амур. гос. ун-та, 2006. - 176 с.
- Возрастная психология [Текст] : учеб. : рек. УМО / под ред. А. К. Белоусовой. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 592 с.
- Высшее образование: вызовы Болонского процесса и ВТО [Текст] : моногр. / под ред. В. П. Колесова, Е. Н. Жильцова, П. Н. Ломанова. - М. : ТЕИС, 2007. - 410 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М., 1988.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст] : учеб. : рек. УМО / Э.Ф. Зеер. - М. : Академия, 2009. - 340 с.
- Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - М., 1993.
- Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Текст] : учеб. пособие: Доп. УМО / И.Ф. Исаев. - М. : Академия, 2002, 2004. - 208 с.
- Педагогика и психология высшей школы [Текст] : учеб. пособие: Рек. Мин. обр. РФ / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д : Феникс, 2002, 2006. - 544 с.
- Фокин, Юрий Георгиевич. Преподавание и воспитание в высшей школе [Текст] : методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для вузов / Ю.Г.Фокин. - М. : Академия, 2002. - 216 c.
- Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения [Текст] : учеб. пособие: рек. УМО / Н. Е. Эрганова. - М. : Академия, 2007
Периодические издания.
- Аккредитация в образовании
- Альма матер (Вестник высшей школы)
- Вопросы психологии
- Высшее образование в России
- Высшее образование сегодня
- Интеграция образования
- Мир образования – образование в мире
- Научные исследования в образовании
- Официальные документы в образовании
- Педагогика
- Педагогический журнал
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Обучение по данной дисциплине обеспечивается наличием учебных и учебно-методических материалов, словарей и справочников в библиотеке ПущГЕНИ, а также в научных библиотеках учебных центров ПущГЕНИ, в которых обучаются аспиранты (соискатели). В ПущГЕНИ имеется учебная аудитория, оснащенная аудио и видеотехникой, в главном здании ПущГЕНИ организован мультимедийный класс (9 компьютеров), в котором могут проводиться различные виды работы: работа в сети - Интернет.
Программа одобрена на Ученом совете ПущГЕНИ
Автор: Проректор по научно-инновационной работе ПущГЕНИ, канд. биол. наук Тирас Х.П.