Federal state budget institution of science
INSTITUTE OF THEORETICAL AND EXPERIMENTAL BIOPHYSICS
Russian Academy of Sciences

1. Цели и задачи дисциплины.

Педагогическая практика это неотъемлемый вид исследовательской работы аспирантов, являющийся обязательной составляющей ООП по аспирантуре, нацеленной на закреплению и углублению теоретических знаний аспирантов, полученных при обучении, формирование и развитие профессиональных навыков преподавателя высшей школы, овладение основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской работы.

Основная идея практики, которую должно обеспечить ее содержание, заключается в формировании умений, связанных с педагогической деятельностью, в том числе функций проектирования, конструирования и организации учебного процесса. Виды деятельности аспиранта в процессе прохождения практики предполагают формирование и развитие стратегического мышления, видения ситуации, умения руководить группой людей.

Цель педагогической практики по аспирантуре состоит в формировании у аспирантов знаний основ педагогической и учебно-методической работы в высшей школе, а также практических компетенций проведения и подготовки современных учебно-методических материалов по дисциплинам, соответствующим научной специальности.

 Задача педагогической практики

  • закрепление имеющихся психолого-педагогических знаний и знаний по соответствующей специальности;
  • изучение организации учебного и воспитательного процесса в образовательном учреждении;
  • организация целостного педагогического процесса в условиях образовательного учреждения.
  • приобретение навыков творческого подхода к решению научно-педагогических задач.
  • овладение методикой подготовки и проведения разнообразных форм занятий;
  • овладение методикой анализа учебных занятий;
  • знакомство с современными образовательными информационными технологиями;
  • развитие у аспирантов личностных качеств, определяемых общими целями обучения и воспитания, изложенными в ООП.

Результатом прохождения педагогической практики является овладение образовательной, воспитательной, развивающей, организационной, научно-методической деятельностью, формирование умений анализировать, проектировать и организовывать учебный процесс, исследовать инновационные методы и формы его организации, овладеть навыками публичного изложения теоретических и практических разделов учебных дисциплин в соответствии с утвержденными учебными программами и учебно-методическими пособиями, оценивать качество профессиональной подготовки обучающихся.

2. Место дисциплины в структуре реализуемой основной образовательной программы

Педагогическая практика, обучающихся, в соответствии с требованиями ФГОС ВО, является обязательным разделом основной образовательной программы аспирантуры. Практика проводится по окончании 4 семестра. Педагогическая практика аспирантов базируется на знаниях, полученных ими в ходе предшествующего обучения по программам бакалавриата, магистратуры, а также на знаниях, полученных в рамках изучения теоретических дисциплин, предусмотренных учебном планом аспирантов. Педагогическая практика является стационарной и проводится во внутреннем структурных подразделениях ПущГЕНИ – учебный центрах на базе институтов ФАНО РАН. Итоги педагогической практики аспирантов учитываются при аттестации аспирантов.

3. Требования к результатам освоения педагогической практики аспирантов

В результате педагогической практики аспирант должен

Знать:

нормативную документацию в сфере ВО, принципы формирования и наполнения современных учебно-методических комплексов дисциплин.

Уметь:

правильно формулировать цель педагогической деятельности; определять рациональное количество учебной информации по теме, уметь выделять главное, акцентировать внимание на основных понятиях, идеях, представлениях; планировать и проводить воспитательную работу со студентами; проводить различные формы занятий, руководить практикой, курсовым проектированием, научно-исследовательской работой студентов и магистрантов;

Владеть:

методами и приемами составления заданий и тестовых материалов по конкретной дисциплине учебного плана ООП для контроля текущей успеваемости и итогового контроля знаний по дисциплине; навыками диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности студентов; техникой речи и правилами поведения при проведении учебных занятий; навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач; спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель» систематизированными теоретическими, практическими психолого-педагогическими знаниями для организации исследовательской деятельности обучающихся, различными формами презентации содержания преподаваемой дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

универсальные компетенции:

  • способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
  • способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
  • способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).

общепрофессиональные компетенции:

  • способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1)
  • готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2)
  • Способность руководить научно-исследовательской работой студентов и молодых сотрудников (ОПК-3)

профессиональные компетенции:

  • Способность самостоятельно ставить и формулировать конкретные задачи научных исследований, находить и обосновывать эффективные методы их решения (ПК-2)
  • Способность самостоятельно планировать, организовывать работу по проектам в области астрофизики, а также по модернизации современных и создании новых методов изучения астрофизических объектов (ПК-3)

4. Структура педагогической практики и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе 15 часов аудиторных занятий и 93 часа самостоятельной работы.

Раздел 1. Определение содержания педагогической практики (разработка индивидуальной программы прохождения практики)

Раздел 2. Знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса на кафедре института, правилами ведения документации по учебной работе, современными образовательными технологиями

Раздел 3. Изучение опыта преподавания ведущих преподавателей института в ходе посещения учебных практических, лабораторных и лекционных занятий по научной дисциплине, смежным наукам

Раздел 4. Разработка содержания учебных лекционных, практических и (или) лабораторных занятий по предмету

Раздел 5. Проведение аудиторных занятий

Раздел 6. Подготовка и защита отчета по педагогической практике.

5. Содержание учебно-методической работы.

Педагогическая практика аспиранта должна проходить по плану, согласованному с научным руководителем аспиранта и включать следующие виды педагогической деятельности:

  • учебно-методическую;
  • учебную;
  • организационно-воспитательную.

За время практики аспирант должен:

  • изучить структуру образовательного процесса в высшем образовательном учреждении и правилами ведения преподавателем отчетной документации;
  • ознакомиться с методиками подготовки и проведения всех форм учебных занятий лекций, лабораторных и практических занятий, семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов, курсового и дипломного проектирования.
  • освоить инновационные образовательные технологии,
  • ознакомиться с существующими компьютерными обучающими программами, возможностями технических средств обучения,
  • Результатом этого этапа являются конспекты, схемы, наглядные пособия и другие дидактические материалы

Аспирант согласно своему индивидуальному плану работы должен выполнить основные задания практики посетить занятия ведущих преподавателей университета по различным учебным дисциплинам, а также лекции и семинарские занятия, проводимые его руководителем по преподаваемой дисциплине. Аспирант должен самостоятельно проанализировать занятия, как лекционные, так и практические, с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия педагога и магистров, формы проведения занятия и т. д. Результаты анализа оформляются в письменном виде в свободной форме.

Учебная работа предусматривает непосредственное участие аспиранта в различных формах организации педагогического процесса.

  • подготовка лекции по теме, определенной руководителем практики и соответствующей направлению научных интересов аспиранта;
  • подготовка и проведение практических занятий (семинаров) по теме, определенной руководителем практики и соответствующей направлению научных интересов аспиранта;
  • составление тематических докладов и контрольных работ по различным дисциплинам;
  • организация проведения сессионных зачетов и экзаменов;
  • подготовка и проведение лабораторных работ, а также их модернизация и составление новых методических указаний.

По итогам прохождения педагогической практики аспирант предоставляет отчетную документацию:

− общий отчет о прохождении практики (ФИО практиканта, направление, направленность (профиль), подразделение, руководитель практики; сроки прохождения, общий объем часов; предмет, учебная группа; сетка занятий (даты проведения, тема, вид занятия), содержание занятий;

− заключение о прохождении практики научного руководителя практики.

По итогам представленной отчетной документации выставляется зачет, который фиксируется в индивидуальном учебном плане аспиранта.

Аспиранты, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практику повторно по индивидуальному плану.

Аспиранты, не выполнившие программы практик без уважительной причины или не прошедшие промежуточную аттестацию по практике, считаются имеющими академическую задолженность.

6. Образовательные технологии.

В период прохождения педагогической практики аспиранта работает в постоянном контакте с научным руководителем. Научный руководитель контролирует работу аспиранта в процессе практики, посещает аудиторные занятия, принимает меры по устранению недостатков в организации практики

7. Методическое обеспечение педагогической практики аспирантов

Основная учебная литература

  1. Резник С. Д. Студент вуза: технологии и организация обучения в вузе: учебник. ИНФРА-М, 2015, -437с.
  2. Методика преподавания в вузе: учебное пособие для магистрантов, аспирантов и начинающих преподавателей: российско-американский проект. РГСУ, 2014.-362 с.

Дополнительная учебная литература

  1. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2006. - 480 с.
  2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология для преподавателей высшей школы. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007.
  3. Котюрова М.П., Баженова Е.А. Культура научной речи: текст и его редактирование: Учеб. пособие. – М.: Флинта; Наука, 2008.

8. Материально-техническое обеспечение педагогической практики аспирантов

При проведении занятий представляется весь комплекс технических средств (компьютеры, проектор, другая техника для демонстраций).

Программа педагогической практики разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов  подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре  

Разработчики программы: к.б.н. Тирас Х.П. 

Рецензент: Вайнштейн М.Б.