1. Цели освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины «История и философия науки» являются:
- выработка критического стиля мышления
- понимание вариативного характера развития науки (научной проблемы)
- овладение в полном объёме методологическим арсеналом современной науки
- обзор основных философских проблем, связанных с профессиональной деятельностью
обучающихся.
2. Место дисциплины в структуре обучения аспирантов.
Дисциплина «История и философия науки» является интегральной дисциплиной, включающей в себя междисциплинарный комплекс знаний: теория науки, история науки, эпистемология, общая философия, методология науки, науковедение, этика и социология науки. Данная дисциплина коррелирует с общенаучными дисциплинами магистерской подготовки «Философские вопросы естествознания» и «История и методология биологии»
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История и философия науки».
В результате освоения дисциплины «История и философия науки» формируются следующие компетенции:
- способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2), а именно:
- способность демонстрировать углубленные знания в области истории и теории науки
- умение вести дискуссию по любым вопросам истории, философии, социологии и этики
науки, способность использовать гуманитарные знания в своей профессиональной научно-
исследовательской деятельности.
В результате освоения дисциплины «История и философия науки», обучающийся должен:
Знать: базовые понятия и основные направления философии науки, специфику
современной проблематики данной отрасли знания, механизмы взаимодействия науки с
другими феноменами человеческой культуры. Генезис и эволюцию науки, формирование
идеалов и норм научного знания; основные этапы становления научной мысли в
античности, средневековье, новоевропейской науке.
Уметь: выявлять закономерности исторического развития науки и её совокупных
философских проблем.
Владеть: навыками преподавательской и лекторской работы на базе материала курса.
4. Структура и содержание дисциплины «История и философия науки».
Общая трудоёмкость дисциплины - 80 часов.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы | Форма аттестации | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Лекции 8 нед. (24 часа) |
Семинары 17 нед. (51 час) |
Конс. | |||||
1 | Введение. Наука в системе общества. | 1 | 1-2 | Коллоквиум | |||
2 | История науки | 3-8 | зачёт (по разделам) | ||||
3 | Философия науки | 9-14 | 2 | промежуточная аттестация | |||
4 | Философские проблемы биологии | 15-25 | 3 | Кандидатский экзамен | |||
Итого | 24 | 51 | 5 |
Содержание разделов дисциплины
- Введение. Цели, задачи, структура курса, историография вопроса. Наука как часть духовной культуры человечества. Функции науки. Эволюция стилей мышления. Истоки науки. Исторический возраст науки.
- История науки. Античная наука. Эпоха философии. Наука Средневековья: европейское средневековье и эпоха Возрождения, наука Византии и стран Арабского Востока. Возникновение науки Нового Времени. Начало эпохи науки. Персоналии (Г. Галилей, И. Ньютон, Ф. Бэкон, Р. Декарт). Общая характеристика
развития науки в различные исторические периоды. Медико-биологические проблемы. - Философия науки. Позитивизм. Философия науки К. Поппера. Деятельность «Венского кружка». Понятие научной революции (Т. Кун «Структура научных революций»). Социокультурные, логические и эволюционные модели науки (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, С. Тулмин, Л. Лаудан, Э. Эзер).
Наука как социальный институт. Научное сообщество, научная школа, «незримый колледж». Проблема государственного регулирования и стимулирования научных исследований. Наука и власть. Этика науки и ответственность учёного. Нормы, идеалы и ценности науки. Биоэтика.
Структура научного знания и методология научного исследования. Эмпирический и теоретический уровни исследований. Типология научных проблем. Понятие научного факта, закона. Эксперимент как основной метод научного исследования. Рациональные приёмы научного исследования: индукция, дедукция, абдукция, абстрагирование, идеализация, моделирование, аналогия. Научная теория как высшая форма систематизации знаний. Гипотеза как метод построения и развития научных знаний. Синергетика - парадигма нелинейности современного естествознания.
- Философия биологии. Сущность и специфика философских проблем биологии. Проблема системной организации и системный подход в биологии. Биология и формирование современной эволюционной картины мира. Проблема происхождения жизни: философский аспект. Человек: биологическое и социальное
в человеке. Суть теории биосферы и ноосферы В.И. Вернадского. Основные этапы развития экологии от биологического до социоприродного статуса. Экологическая культура и образование. Синтетическая теория эволюции; первый, второй и третий эволюционные синтезы.
5. Образовательные технологии.
Занятия по дисциплине проходят в форме лекций и практических (семинарских) занятий. Для развития коммуникативных способностей аспирантов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов», «деловых игр» или «круглых столов», при подготовке к которым обучающиеся делятся на группы, отстаивающие ту, или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме. Одним из видов самостоятельной работы аспирантов является написание творческой работы, по согласованной с преподавателем теме (эссе). Эссе представляет собой оригинальное произведение объёмом 5-10 стр. текста, посвящённое какой-либо значимой классической или современной проблеме философии науки. Цель -проявление аналитических и интерпретационных способностей аспиранта.
Обязательной частью кандидатского экзамена является написание реферата (20-25 м\п л.) по актуальной историко-философской тематике.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа предусматривает выполнение домашних заданий (написание кратких эссе), изучение рекомендованной литературы и подготовку к кандидатскому экзамену.
Оценочные средства для контроля текущей успеваемости включают в себя устные опросы и коллоквиум-зачёт по каждому разделу программы.
Для контроля промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «История и философия науки» используются вопросы, включённые в экзаменационные билеты и задачи типа:
Задание 1. Приведите примеры донаучного, антинаучного и научного объяснения одного и того же явления:
- явления природы
- явления общественной жизни
- явления из области вашего исследования
Задание 2. Опишите любой эксперимент из истории развития науки
- сформулируйте условия его верификации
- сформулируйте условия его фальсификации
Задание 3. Интерналисты утверждают, что развитие науки определяется внутренними факторами или логикой развития идей. Какие аргументы можно привести в подтверждение этой позиции
- из истории науки в целом
- из истории вашей отрасли знаний
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «История и философия науки»
а) Основная литература
- История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие. Под ред. Проф. Ю.В. Крянева, проф. Е.Л. Моториной. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2007. -335с.
- Котенко В.П. История и философия классической науки: Учебное пособие. -М.: Академический проект, 2005. - 480 с.
- Лебедев С.А. Современная философия науки. Дидактические схемы и словарь:Учебное пособие. - М.: Изд-во МПСИ, 2010 - 384 с.
- Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006 -272с.
- Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: Учебник для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата наук / под общ. Ред. Проф. В.В. Миронова. - М.: Гардарики, 2006. - 639с.
- Соломатин В.А. История науки: Учебное пособие. - М.: ПЕРСЕ, 2003 - 352 с.
- Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник. - М.: КНОРУС, 2008 - 592 с.
б) Дополнительная литература
- Александров Е.Б. Проблемы экспансии лженауки// В защиту науки. Бюллетень, Вып. 1.М., 2006. с. 14-29
- Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999
- Биофилософия. М., 1997
- Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980
- Границы науки. М., 2000
- Дежина И.Г. Государственное регулирование науки в России. М., 2008
- Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995
- Кислицын С.А. Научная элита в системе политической власти. М., 2008
- Крафт В. Венский кружок, Возникновение неопозитивизма. М., 2003
- Лекиторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000
- Методология биологии: новые идеи. М., 2001
- Синергетическая парадигма. Многообразие способов и подходов. М., 2002
- Системный подход в современной науке/ Отв. Ред. И.К. Лисеев/. М., 2004
- Сачков Ю.В. Естествознание и развитие научного метода. М., 2002
- Стёпин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М., 2000
- Философия науки: наука как инновационная деятельность/ под общ. Ред. Проф. Е.Л. Лебедева /. Уфа, 2009
- Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. М., 1986
- Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М., 2004
- Юревич А.В., Цапенко И.П. Наука в современном российском обществе. М,
2010 - Яковлев В.А. Бинарность ценностной ориентации науки/ Вопросы философии, 2001, №2
в) Первоисточники (от Античности до начала Нового времени)
- Аристотель. Метафизика. Соч. в 4-х т., 1975
- Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т., М., 1972
- Везалий А. О строении человеческого тела. Т. 1-2. М., 1950 - 1954
- Винчи Леонардо. Избранные естественно-научные изобретения. М.-Л, 1955
- Гален К. О назначении частей человеческого тела. Т. 1-2. М., Медицина, 1971
- Гиппократ. Сочинения. Т. 2-3. М.-Л., 1941-1944
- Галилей Галилео. Диалог о двух системах мира: птолемеевой и коперниковой. М.-Л., 1948
- Гук Р. Общая схема или Идея настоящего состояния естественной философии /Научное наследство. Естественно-научная серия. Т. 1. М.-Л., 1948
- Декарт Р. Сочинения. Калининград, 2005
- Ибн Сина Абу Канон врачебной науки, Т., 1980
- Кар Лукреций «О природе вещей». М., 2009
- Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М., 1989
г) Первоисточники (эпистемологическая дискуссия 1960 - 80-ых годов)
- Кун Т. Структура научных революций. М., 1978
- Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М.,
2008 - Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983
- Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984
- Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания. М., 2007
- Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1983
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины «История и философия науки».
Материально-техническое обеспечение дисциплины «История и философия науки» обусловлено наличием необходимого количества учебников в библиотеке и на кафедре гуманитарных наук. Кроме того, для поиска необходимой информации, учащиеся могут воспользоваться сайтами базовых учебных центров в сети интернет.
Программа составлена в соответствии с программой кандидатских экзаменов «История и философия науки», утверждённой приказом Минобразования РФ К697 от 17.02.2004.
Автор: к. ист.н, зав кафедрой гуманитарных дисциплин ПущГЕНИ Соболева Н.Ю.
Рецензент: д. филос. н., проф. кафедры истории, философии и литературы РАТИ (ГИТИС) Никитина Н.Н.